ФИЛОСОФСКИЕ ТРОПЫ КАНТА

При всей любви россиян к круглым датам одна из них прошла почти не замеченной - 200 лет со дня смерти великого философа и ученого Иммануила Канта. Мыслитель, всю жизнь проведший в пределах родного Кенигсберга, по иронии судьбы дважды стал "российским подданным". Один раз при жизни, когда во времена Елизаветы Петровны Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи, другой - уже после смерти, когда его могила оказалась на территории нашего Калининграда.

Интерес калининградцев к знаменитому философу проявился вскоре после 1991 года, когда область утратила статус закрытого военного региона. До этого времени могила Канта у стен Кафедрального собора, почти разрушенного в годы войны, находилась в жутком состоянии. На мраморной плите едва читалась эпитафия о погребенном здесь мыслителе. Помню, именно в 1991-м вместе с военным строителем Игорем Одинцовым, влюбленным в историю края, я впервые побывала у могилы Канта. Мой спутник тогда пообещал, что через пять лет я не узнаю этих мест. Кафедральный собор будет восстановлен, а могила великого ученого обретет должный вид. На мой вопрос: "Кто же все это сделает?" - он ответил: "Я".
Сейчас собор выглядит, почти как в былые годы. Могила Канта оделась в розовый туф, специально привезенный из Армении, ее окружают резные чугунные решетки, выполненные немецкими и польскими мастерами. В соборе заработал органный зал, вокруг - изящные мостики через речку Прегель. Однако Игорь Одинцов считает, что до окончания работы еще далеко. "Это - дело всей жизни, - резюмирует он. - Если успею реставрировать собор, начну поднимать из руин другой архитектурный шедевр - Королевский замок".
Именно мимо этих зданий пролегал ежедневный путь на работу - в университет Альбертина - профессора философского факультета Иммануила Канта. Это был маленький - ростом чуть выше 150 сантиметров - щуплый человек. Левое плечо значительно выше правого, большая голова, казалось, плохо держалась на худой шее, он все время склонял ее набок.
Кант вовсе не был затворником. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни - галантен. Как он сам объяснял, в те времена, когда ему нужна была жена, не было денег на содержание семьи, а когда появились деньги, отпала необходимость в женитьбе.
С детства будущий философ отличался хилым здоровьем, ему предрекали короткую жизнь. А он прожил долгие, наполненные творчеством годы, никогда не болел. Этого он добился силой своей воли. Разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно придерживался.
Самые большие немецкие университеты того времени предлагали ему кафедры. И всякий раз Кант отвечал отказом. Когда Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи, философу была дарована почетная грамота, золотая медаль и обещан высокий придворный титул. Однако Кант не удосужился приехать в Санкт-Петербург за получением наград.
У него были свои привычки. Каждый день без пяти пять его будил слуга Лампе, и когда часы били "пять", усаживался за стол, выпивал одну или две чашки чая, выкуривал трубку и готовил лекции, которые вел в течение всей первой половины дня. После обеда прогуливался до крепости Фридрихсбург, причем всегда шел по одному и тому же маршруту, который соседи окрестили "философской тропой". После чтения газеты - в шесть часов -отправлялся в свою рабочую комнату - заботился о том, чтобы в ней постоянно поддерживалась температура в 15 градусов.
Долгие годы путем аналитических и теоретических раскладок Кант искал Творца. Доказать бытие Божье оказалось делом многосложным, и почти через 30 лет непрерывных раздумий философ понял, что нет необходимости ничего доказывать, если есть вера. К концу жизни Кант превратился в глубоко верующего человека, хотя так и не посещал кирху и не совершал привычных для христианина обрядов. Его вера была разумной и сознательной, направленной на постижение мира вокруг себя и утверждение морального закона в себе. В этом он преуспел.
АФОРИЗМЫ КАНТА:
Даже если она ( ложь.- Ред.) никому не приносит вреда, ее нельзя считать невинной.
Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все.
Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.
Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены.
Когда ребенок лжет, то один презрительный взгляд - уже достаточное и самое целесообразное наказание.
Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни.