04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УБИТЬ БИЛЛА ДВАЖДЫ

Дмитрашек Мария
Опубликовано 01:01 02 Июня 2005г.
Подходит к концу очередной телевизионный сезон. Часть каналов, уверенных в своих позициях на рынке, уйдет на летние каникулы и будет заполнять эфир в основном повторами старых программ. Другие же, напротив, постараются максимально усилить позиции, выбрасывая на экран более или менее сильный премьерный продукт. Все это - часть программирования, одной из важнейших составляющих телевизионного процесса. О ней и речь.

Открывая программу передач на очередную неделю, мы не задумываемся, по какому принципу она составлена, мы лишь отмечаем то, что нам в ней интересно, и уточняем, насколько удобно для нас время показа. На самом деле в телепрограмме нет ничего случайного. Над тем, какой фильм или передачу и в какое время показать, на телеканалах думают десятки людей. Работа эта ведется в строжайшей тайне. Ведь между каналами идет настоящая война, именуемая контрпрограммированием. Узнав о планах конкурента, можно все его премьерные козыри "побить", противопоставив им свои, еще более мощные. Не случайно, по договоренности между основными каналами обнародование телепрограмм на следующую неделю происходит в одно и то же время, секунда в секунду. И после этого изменения в них - по тому же джентльменскому соглашению - уже не вносятся. Но обо всем по порядку.
КАЖДОМУ - СВОЕ
Сегодня счет отечественным телеканалам пошел уже на десятки, и каждый из них обязан зарабатывать деньги на свое же собственное содержание. А основные деньги на телевидении приносит реклама. И чем выше рейтинг (то есть чем больше у программы зрителей), тем она дороже. В условиях динамично развивающегося рынка выигрывает тот, кто точнее всего "попадет в аудиторию", то есть вычислит, какой именно зритель - домохозяйка, инженер, ребенок - в то или иное время будет смотреть телевизор, и что именно этот зритель захочет увидеть. Кстати, именно этими расчетами объясняется и наполнение праздничных и вечерних эфиров выходных дней бесконечными юмористическими программами и однообразными попсовыми концертами: увы, потенциальная аудитория данных слотов (временных отрезков) такова, что хочет видеть как раз такой продукт, что и подтверждают стабильные рейтинги "Аншлага", "Кривого зеркала" и иже с ними. Что поделаешь, на телевизионном рынке, как и на любом другом, спрос определяет предложение.
Владимир Троепольский, программный директор телеканала "Россия": "Мы точно знаем, что, скажем, в 21.00 должны ставить продукт общего или скорее женского телепросмотра. А в 22.00 - мужского. И мы ни в коем случае эту конфигурацию не меняем. Потому что люди ждут своего. Основной принцип построения грамотной программной сетки - ставить продукт туда, где его ждут. Зритель привыкает к определенным форматам, а привычку надо беречь.
Одним словом, если вы поклонник творчества Бертолуччи или Фасбиндера, запасайтесь терпением и ждите глубокой ночи, ибо таких, как вы, в процентном отношении немного, и, следовательно, только в это, немассовое время каналы могут позволить себе роскошь показать элитарное кино. А что касается активного вечера - тут уж будьте любезны подчиниться большинству, иначе Бертолуччи на десерт не получите никогда, у каналов просто не найдется на него денег.
ПРОТИВ ЛОМА
НЕТ ПРИЕМА
Контрпрограммирование - это действительно война. Переиграть противника на поле интеллектуальной битвы можно двумя способами: либо аналогичным продуктом лучшего качества, показывая, например, свое ток-шоу или голливудский блокбастер в то же самое время, когда идет ток-шоу или блокбастер у конкурента, либо противопоставив "неотразимому оружию" врага что-то совершенно иное. Так, например, в нынешнем сезоне, 23 апреля, против громобойного фильма "Убить Билла-2", который выдал Первый канал, "Россия" поставила суперпопулярную юмористическую программу "Субботний вечер", разведя таким образом аудиторию по интересам, и каждый в результате взял свое. "Билл" конкурента был, если и не "убит", то серьезно "ранен".
В минувшем телесезоне отечественными каналами активно прорабатывались все виды стратегии этой войны во всех весовых категориях. Но без ошибок, разумеется, не обошлось. В начале сентября телеканал "Россия" показал качественный сериал "Красная капелла", заявив тему войны как основную в наступающем сезоне. Казалось бы, любимый жанр - кино про разведчиков - и снято красиво, и актеры прекрасные. Но то ли погода была еще слишком дачной, то ли трагические события в Беслане наложили свой отпечаток на восприятие зрителя, но должного отклика "Капелла" так и не нашла. А буквально через неделю "Первый" поставил против нее "Диверсанта" и ушел по рейтингам в недосягаемый отрыв, завоевав зрителя, уже частично подготовленного к теме "Капеллой". "Россия" ответила "Штрафбатом". И это было лишь начало...
А вот один из самых ярких примеров "военной" удачи. В ноябре руководству канала "Россия" удалось просчитать тактический ход основного конкурента - "Первого канала", завоевав тем самым весомые позиции во временном отрезке, предшествующем прайм-тайму.
А дело вот в чем. Уже на протяжении нескольких лет "Первый канал" успешно продвигает линейку бразильского "мыла". То есть каждый будний день в одно и то же время все российские домохозяйки с замиранием сердца прикипали к экранам телевизоров, дабы посмотреть очередной эпизод нескончаемой тропической саги. И "Клон" не был исключением. "Россия" никак не могла подступиться к этому "времени домохозяек" - сила привычки аудитории была велика. Но "россияне" просчитали, что на весь сезон "Клона" не хватит, и "Первый" должен будет непременно сделать паузу в его показе, чтобы красиво завершить его в мае. И решили не ломать "мыльную" привычку зрителей, а воспользоваться ею. И как только "Первый" действительно ненадолго приостановил показ "Клона", "Россия" тут же запустила в эфир премьеру отечественного "мыльного" сериала под характерным названием "Исцеление любовью". Аудитория, у которой в определенные часы по сигналу начинала вырабатываться слюна, моментально отреагировала на отсутствие пищи в любимой миске и естественно начала искать ее поблизости. Перейдя на соседнюю кнопку, она обнаружила там искомое, только с российским вкусом. Ну какая по большому счету разница Хуанита или Клава, лишь бы про любовь! В результате, когда "Первый" возобновил демонстрацию "Клона", многие зрительницы, привыкнув к новым героям, назад уже не вернулись, и "клонирование" в течение следующего полугодия проходило уже не так успешно.
Следует заметить, что конкурентам чисто теоретически известно, какие проекты готовят их противники. Все, например, знают, что "Россия" снимает "Мастера и Маргариту". Частично известно и то, какие коммерческие зарубежные фильмы закуплены противниками, об этом они сами с рекламными целями заявляют в начале сезона. Но когда именно вещатели планируют поставить их в эфир - тайна за семью печатями. Об этом знают лишь два-три высших руководителя канала. И в этой ситуации программным директорам остается лишь полагаться на свою интуицию, опыт и точный анализ программных сеток противника.
ИДЕТ ВОЙНА ПРОГРАММНАЯ
Иногда в этой войне победу одерживает тот, кто способен на неожиданный ход. В этом смысле весьма характерен был новогодний показ. В этом году телевизионщики были поставлены в нестандартную ситуацию - впервые праздники длились 10 дней. Каждый из каналов подошел к этому вопросу по-своему. Но основная их часть на протяжении десяти дней активно развлекала зрителя посредством "Кривых зеркал", комедий, нескончаемых концертов и пр. "Россия" же рискнула и поставила в прайм-тайм премьеру военного (и никак не новогоднего!) сериала "Курсанты". Результат не заставил себя долго ждать - вся "немассовая" аудитория пришла на вторую кнопку.
Владимир Троепольский: "Мы просто посчитали, что зритель не может не вылезать из-за стола 10 дней. Попраздновав два-три дня, нормальный человек начинает жить нормальной жизнью. Поэтому в отличие от других каналов во время новогодних празднований сделали сетку рабочей недели. И оказались правы".
На протяжении последующих четырех месяцев "титаны" работали друг против друга, лоб в лоб, уже практически вслепую, согласно заранее намеченному плану. Случались и курьезные моменты, когда, например, подлодка "К-19" на "России" соперничала с "подводными" "72 метрами" на "Первом".
С февраля по апрель дуэль приобрела наиболее яркие очертания. "Первый" ставил в вечернее время сильные, но разноплановые по теме и жанрам продукты в рамках популярной сериальной линейки в 21.40 - "Хиромант", "Гибель империи" "Брежнев", канал "Россия" точечно работал сериалом "Мужчины не плачут" в 22.00. В результате "Россия" достойно продержалась весь период празднования 10-летия "Первого канала". А в субботу, 2 апреля, против праздничных спецпроектов юбиляра - программ "Кто хочет стать миллионером", "Розыгрыш", "Золотой граммофон" - "Россия" поставила "Гарри Поттера" и выиграла цифру.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Напоследок немного статистики. Среднесуточная доля аудитории по сезону в целом составила на "Первом канале" 25,5 %, на "России" 23,3 %, на НТВ 12,4. Лидерство сохраняется за "Первым каналом". Александр Файфман, генеральный продюсер "Первого канала": "Известно, что ежегодной проверкой популярности телеканала является новогоднее обращение Президента РФ и Минута молчания в День Победы. Так вот, максимальное количество зрителей в текущий сезон смотрели оба эти события на "Первом канале".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников