03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЕЕР ДЛЯ ИНЬ

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 02 Июня 2005г.
Во время "черной среды", когда вся Москва находилась в состоянии шока из-за отключенной электроэнергии и людей, казалось, волновало лишь, когда им вернут свет и как добраться из точки А в точку Б с наименьшими потерями времени и денег, в Молодежном театре на премьере спектакля "Инь и Ян" по пьесе Бориса Акунина собрался полный зал.

Ну что за народ у нас такой, ничего его не берет! Невзирая на автомобильные пробки и остановившееся метро, он в жажде художественных впечатлений готов "на перекладных" добираться до театра и платить за дорогу гораздо больше, чем стоят заранее купленные билеты. Вообще-то на месте Бориса Акунина я бы непременно использовала случившуюся аварию в качестве сюжета для нового расследования Эраста Фандорина в дальнейших киносценариях и пьесах. Ведь как-никак он чиновник по особым поручениям при московском губернаторе, для которого истина и честь дороже всего (качества, благодаря которым он и стал так популярен среди молодежи). А тут ведь, кажется, дело такое, что только Эрасту Петровичу и по силам...
Три года назад, когда Алексей Бородин поставил "Эраста Фандорина" на своей сцене, он стал самым кассовым спектаклем сезона. Молодежь буквально на руках носила исполнителя роли главного героя Петра Красилова. Поэтому успех следующего спектакля с участием бесстрашного сыщика, но уже в исполнении Алексея Веселкина, тоже был предрешен.
На этот раз культовый писатель, довольно часто прибегающий к уже знакомым сюжетам мировой литературы, решил использовать идею романа Мирослава Павича "Вечность и еще один день", в котором существует две версии одной истории, - с точки зрения женской логики и мужской, а потому и финалы разные. Этот ход априори связан с восточной мифологией, где "инь" означает женское начало, а "янь" - мужское. Так вот, Акунин выносит эти символы в заголовок пьесы, потому что, помимо Фандорина, в ней есть еще два главных героя: это молодая наследница владельца богатой усадьбы Инга, олицетворяющая символ "инь", и ее племянник Ян, носитель символа "янь", которому дядюшка завещал старинный веер, обладающий магическими свойствами. В первый вечер театр разыгрывает мужскую версию кровавой истории с наследством, во второй - женскую, но уже с другим финалом.
Весь сыр-бор разгорается вокруг волшебного веера, который неожиданно исчезает. А тут еще скоропостижно умирает отец Яна и убивают врача, лечившего хозяина усадьбы. Явившемуся как снег на голову Фандорину (в одном спектакле с переломанной рукой, в другом - на коляске из-за поломанной ноги) приходится распутывать сложный клубок семейных отношений, где преступником может оказаться любой.
Неблагодарная задача - пересказывать детектив, тем более акунинский. Сам запутаешься и других запутаешь, поэтому лучше сразу перейду к финалу. В первом спектакле-варианте преступником оказывается амбициозный молодой человек, безуспешно пытающийся изобрести сыворотку от столбняка. Во втором - юная леди, которой богатства мало, и она еще хочет с помощью веера управлять миром и оставаться вечно молодой и прекрасной.
Эта сказочная история с элементами страшилок вполне подходит для театра, адресующего свое искусство юной аудитории, реагирующей в первую очередь на занимательный сюжет, острые конфликты и таинственные превращения. К тому же Бородин - мастер по части нагнетания тревожной атмосферы. Он, как никто из режиссеров, умеет держать напряжение на сцене. Для этого он использует в спектакле обманные психологические ходы. Ведь никто из зрителей вплоть до самого конца не догадывается, что обаятельная, заботливая Инга (ее играет юная Анна Тараторкина - дочь известного артиста) на самом деле является прагматичной хищницей. Недаром в восточной мифологии всегда подчеркивалась двойственность женщин и считалось, что все зло происходит от них. Поэтому тот из спектаклей, где Фандорин снимает маску с коварной притворщицы, авторы называют "черной версией". А тот, где разоблачается экспериментатор, уверенный, что для достижения великой цели жизнь двух-трех людей ничего не стоит, - "белой". Правда, я не увидела между ними принципиальной разницы. Может, имеется в виду, что действия Яна оправдывает благородная идея? Но мы-то знаем по истории, сколько людей уничтожалось ради великих идей...
По-моему, Борис Акунин, а вслед за ним и театр, поставил перед собой две задачи. С одной стороны, развлечь зрителей чрезмерно запутанным детективом, а с другой - преподнести им нравственный урок, мол, смотрите, до чего доводят мужчин и женщин чрезмерные амбиции и желание властвовать над людьми. Я также не исключаю, что была у театра и сугубо коммерческая цель: привлечь за счет легендарного Фандорина как можно больше зрителей на два почти одинаковых представления. А впрочем, это не так уж и важно, пусть лучше молодежь будет подражать неподкупному сыщику, чем "мыльным" героям малохудожественных криминальных сериалов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников