ПОЦЕЛУЙ ДЕПУТАТА

Итогам работы Большого театра за последние пять лет и перспективам знаменитого коллектива было посвящено заседание коллегии Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Театр сейчас переживает непростое время, напомнил руководитель Агентства Михаил Швыдкой. С 1 июля по начало 2008 года главное здание ГАБТа закрывается на реконструкцию. Однако творческая работа не может быть прервана. Ведь есть Новая сцена, театр готовы принять и на других площадках. Руководители коллектива изложили свою концепцию деятельности. Согласно ей, сказал главный дирижер Александр Ведерников, не менее 70 процентов репертуара должна составлять русская классика. Кроме того, афиша должна постоянно расширяться за счет современных партитур, в том числе написанных по заказу Большого. Так, сейчас ведутся переговоры о написании оперы с Давидом Тухмановым.
Худрук балета Алексей Ратманский подсчитал, что в репертуаре труппы 32 спектакля. Это предел, за которым появление новых наименований неизбежно влечет вытеснение менее успешных постановок. Нынче здесь идет практически вся классика, кроме "Корсара", который тоже планируется восстановить. Как бесценное достояние ГАБТа оценил балетмейстер постановки Юрия Григоровича, которые необходимо сберечь. В то же время отрадное явление - приход в театр молодых хореографов.
Критическую ноту внесло выступление Валерия Гергиева, приехавшего в Москву в связи с гастролями Мариинского театра. С его точки зрения, менеджмент ГАБТа, да и других российских театров недостаточно оперативен: "Я один, приезжая дирижировать в Нью-Йорк, решаю там попутно столько вопросов, сколько десяток ваших менеджеров. Россия стремительно отстает от мирового уровня. Из 50 ведущих певцов мира сюда за 10 лет приехали 15, и те уже на склоне лет, а в западных столицах звезды выступают постоянно".
Музыковед Марина Нестьева упрекнула Большой в приглашении случайных людей - например, не слишком талантливого режиссера Франчески Замбелло из Америки на постановку "Огненного ангела", что значительно снизило качество этой работы. Необходимо следовать заявленной концепции ГАБТа и звать только ярких мастеров. Кстати, недавней нашумевшей постановке "Дети Розенталя" эксперт дала высокую оценку, особенно выделив либретто Владимира Сорокина - "серьезную, проблемную работу". Естественно, это вызвало реакцию присутствовавших депутатов Государственной Думы Александра Щербаненко и Елены Драпеко, еще три месяца назад резко выступивших против сотрудничества театра со скандальным писателем. Г-н Щербаненко, правда, признал, что "никаких эпатажных мотивов данное произведение не содержит", но упрекнул театр за нежелание идти на диалог с общественностью. Тут уж не утерпел молчавший до сей поры Олег Табаков, напомнивший: представления оперы прошли на аншлагах, и не стоит выдавать частное мнение, даже если оно депутатское, за общественное.
В заключение коллегия решила, что нынешняя топ-команда Большого, при всех замечаниях к ней, достойна продления контракта. А Елена Драпеко даже публично поцеловала генерального директора ГАБТа Анатолия Иксанова в уста.