МАЛЕНЬКИХ БЬЮТ!

Про заботу о малом бизнесе власти говорят все годы реформ, а толку - чуть. В развитых странах он занимает 60 - 70 процентов экономики, а у нас, если не брать в расчет шабашников, мелкую торговлю и общепит, вклад этого сектора в ВВП близок к нулю. Так что и кто мешает жить малому бизнесу? Это корреспондент "Труда" попытался выяснить вместе с предпринимателем Алексеем Хохловым, коротая время в очереди на прием в налоговую инспекцию.

А ИЗ НАШЕГО ОКНА...
На окраину Москвы, где прописана налоговая инспекция N46, мы приехали в 7 утра. Возле закрытой двери курили пятеро самых нетерпеливых. "Они что, очередь с ночи заняли?" - спрашиваю Алексея. "Настоящую очередь через час увидим, - отвечает. - Эти люди сторожат листки с записями". Он быстрым шагом направился в сторону кучки хорошо одетых людей. Вернулся радостный: "Можно считать - вытянули счастливый билет. Наш номер 86 и, если инспектора не будут тянуть резину, имеем шанс пробиться к "одному окну".
- Я вам за пару "штук" организую пропуск в первую тридцатку, - предлагает тип в кожанке. - За пару часов пройдете.
Мой спутник посылает подальше ходячую "службу сервиса", а для меня поясняет: "Я как-то раз повелся, а номер оказался фальшивый, так мужики в очереди чуть по шее не накостыляли".
Что ж, будем стойко переносить тяготы и лишения. Пока хвост в налоговую потихоньку втягивался в помещение, мы толкуем про бюрократические рогатки.
- Налоговая служба объявила войну "теневикам", а в итоге перекрыла кислород легальному бизнесу, - начинает Хохлов. - Создан многоступенчатый порядок контроля, проскочить через это сито с липовым паспортом невозможно. Но зачем пускать по бюрократическому кругу тех, кто работает легально? Хождение по мукам начинается с так называемого одного окна, куда мы сейчас стоим в очередь. Сюда с утра едут все, кому надо открыть или перерегистрировать предприятие. А поскольку с 1 января 2006 года представлять интересы фирмы обязано первое лицо, то в длинной очереди и мелкие, и крупные бизнесмены. Без хозяина часто дело стоит, фирма несет убытки. Кто их возместит?..
В это время хлопают двери, выскакивает импозантный господин с красным от злости лицом. Интересуемся, что случилось. "Да это просто дурдом! Справку не приняли, потому что запятая не там стоит. А бывший директор уже сделал ручкой. И что теперь делать?"
Он уходит, а мой спутник поясняет, что к чему. Если сменился глава фирмы, что случается достаточно часто, то бывает легче закрыть предприятие, чем переоформить бумаги. Счастье, если он ушел по-хорошему, а в противном случае придется намаяться. По новой инструкции заявление о смене руководства должен подписывать, нотариально заверять и лично сдавать прежний директор, отстояв при этом все очереди. И пока в реестре юрлиц смена не произошла, налоговая инспекция считает директором того, кто уже давно им не является. Еще нелепее ситуация, когда получать документы на нового директора должен его предшественник. А он на этот момент вообще посторонний человек де-факто и де-юре.
Пробую возразить, что малый бизнес в России не такой розовый и пушистый. Алексей завелся не на шутку, выдав в откровении:
- Эти самые однодневки уже достали - из-за них в каждом из нас видят жулика и проходимца. А на самом деле в налоговой службе прекрасно знают и настоящих хозяев "подснежников", и то, чем они занимаются. А не прикрывают эту лавочку по простой причине: кто же еще будет обналичивать деньги, которые идут в том числе на взятки самим контролерам? Скажу больше: сегодня однодневки создаются и вокруг крупных банков, где прокручиваются незаконные сделки с громадным оборотом.
ПОКАЖИТЕ ВАШУ ПРОПИСКУ
А с юридическим адресом тоже абсурд. Успешный бизнес начинает развиваться и расти, мощностей не хватает. Чтобы расширить дело, часто приходится переезжать и соответственно менять адрес. Казалось бы, чего проще - просто пройти перерегистрацию. Но это легко только сказать. На самом деле смена устава влечет за собой смену налоговой инспекции по месту новой прописки. Для этого по старому адресу надо пройти полную налоговую проверку. На это может пойти только сумасшедший, ведь это будет означать приостановку деятельности фирмы на длительное время.
Меж тем юридический адрес нужен лишь для "привязки" к налоговой, не для чего более. А если у предпринимателя несколько производственных площадок, как часто это бывает, то все их следует выводить в отдельный филиал со своим адресом. Кто подсчитает, во что обходится собрать эту кучу справок, отстоять в очередях? А ведь у мелких бизнесменов нет денег, чтобы нанимать на это дело юристов.
Малый бизнес в России скоро получит очередной "сюрприз". Федеральная налоговая служба (ФНС) разработала поправки в законодательство, направленные на борьбу с фирмами-однодневками. Предлагается, в частности, увеличить размер уставного капитала до европейских стандартов: для самых маленьких фирм он должен быть не менее 25 тысяч евро в рублевом исчислении, а для более крупных компаний - 100 тысяч евро. При этом все предприятия должны жить по строго заявленной в документах прописке. В противном случае их просто прикроют.
На обратном пути мой спутник подвел итог:
- Если правительство поддержит эти новации, то на малом бизнесе можно ставить жирный крест. Похоже, чиновники твердо решили добить нас, как назойливых мух. Российское ноу-хау, фирмы-однодневки, появились из-за непомерного налогового бремени. Со временем их стали использовать нечистые на руку дельцы для обналички денег.
На вопрос, может ли малый бизнес исправно платить все налоги в полном объеме, скажу честно - нет. В этом случае придется закрываться сразу. Я, например, работаю в области информационных технологий, где специалисты стоят довольно дорого, порядка 1000 долларов в месяц. И если такую зарплату платить по-белому, то разоришься, ведь отдать фискалам надо будет еще около 700 долларов. Если бы сумма платежей составляла, скажем, 30 процентов, то никто бы не стал рисковать и прятаться, а платили по "белым" схемам. Причем все мои коллеги по бизнесу, с кем приходится общаться, считают, что надоело жить в полутени. Уверен, тогда бы собираемость налогов выросла в разы. Все это понимают, но ничего не меняется.
А КАК У НИХ?
Открыть свой бизнес в Великобритании? Зарегистрировать компанию? Нет ничего проще! Все дело может занять от пары дней до недели.
Интересно, что процедура регистрации одинакова как для британских граждан, так и для иностранцев. Как рассказал директор компании "Лоуфирм" Олег Дегтярев, много лет помогающий россиянам открывать свой бизнес на Альбионе, иностранцам для этого даже не обязательно иметь вид на постоянное жительство в Великобритании.
Акционерам и будущему директору следует представить в Регистрационную палату копии удостоверений личности, короткий меморандум, представляющий собой устав компании, заполнить соответствующую форму. Естественно, необходим британский адрес, по которому будет зарегистрирован бизнес. Если у иностранного гражданина нет еще такого адреса, его за небольшую плату может предоставить одна из агентских фирм. Она же может на первых порах принять на себя нехитрые обязанности секретаря компании, помочь в подборе офисного помещения.
Получив регистрацию, обычно идут в банк для открытия счета компании. Раньше эта процедура занимала буквально несколько минут, но теперь, когда западные финансовые учреждения серьезно озабочены тем, чтобы обезопасить себя от всякого рода жуликов и любителей отмывания денег, британские банки требуют подтверждения доходов. Хотя, как объяснил Дегтярев, компания, зарегистрированная в Британии, вовсе не обязана иметь счет в местном банке. Многие выходцы из бывшего СССР предпочитают открывать счета в странах Прибалтики, где говорят по-русски.
Кстати, размер уставного капитала не играет никакой роли. Он может начинаться с 1 фунта стерлингов.
Что касается налогообложения, то оно по европейским меркам весьма щадящее. С годового дохода до 300 тысяч фунтов налоговое ведомство взимает 19 процентов; до полутора миллионов фунтов - 32,75; со всего, что больше этого, - 30 процентов.
Раз в год директор обязан представлять в Регистрационную палату финансовый отчет компании, который тут же вывешивается на сайте этой организации. За маленькую плату с ним может ознакомиться каждый желающий. Деятельность компаний абсолютно прозрачна.