БУДЬ ПРОКЛЯТА ТЫ, КОЛЫМА!

Автор всемирно известных "Колымских рассказов" провел в сталинских лагерях почти 20 лет. Вернувшись оттуда, поведал правду о ледяном аде Колымы. Но при жизни была опубликована лишь малая часть его произведений. В старости Варлам Тихонович потерял слух и зрение, он умер в психиатрической больнице, до конца испив чашу непризнания при жизни. Идея снять фильм о писателе принадлежит режиссеру Николаю Досталю. Накануне премьеры автор телесаги ответил на вопросы корреспондента "Труда".

- В основу фильма "Завещание Ленина" легли, насколько я знаю, "Колымские рассказы"...
- Не только. Картину мы сняли про Шаламова и по произведениям Варлама Тихоновича: его дневникам, письмам, стихам и воспоминаниям. Он ведь был героем, хоть и не всегда обозначенным, почти всех своих произведений. Картина сложная, требующая вдумчивого просмотра, погружения в эпоху. Она охватывает почти весь XX век. У нас и в 16-м году действие происходит, и в 30-е, и в 40-е годы, вплоть до 1982 года, смерти Шаламова. Охват исторический очень большой.
- Шаламов о своих работах писал: "Каждый мой рассказ - пощечина сталинизму...." А о чем ваш фильм?
- Я хочу, чтобы зрители осмыслили то время, в котором жили их отцы и деды. Особенно молодежь и подростки. Тенгиз Абуладзе снял хороший фильм "Покаяние". Однако в нашем обществе покаяния так и не произошло. И, на мой взгляд, в ближайшем будущем ничего такого не предвидится. Да и каяться не перед кем, того поколения уже нет с нами.
- Известно, что замысел режиссера не всегда совпадает с задачами продюсера. Вам удалось донести до зрителя то, что вы изначально хотели рассказать о Шаламове?
- Этот проект снимался кинокомпанией "МакДос", генеральным продюсером которой является мой старший брат Владимир. Поэтому мы сняли то кино, которое нам хотелось видеть на экране. К нашему "Штрафбату" руководство канала отнеслось очень бережно. Надеюсь, и сейчас будет также.
- Удивительно, вы живете на той же улице, что и Шаламов...
- Мало того, я живу на Васильевской, дом 4, а он жил в доме под номером 2. Мои окна выходят во двор шаламовского дома. Так уж совпало. Судьба. Это было последнее пристанище писателя перед домом инвалидов, а позже - психиатрической больницей...
- Право на экранизацию вы купили у Ирины Сиротинской, которая была музой писателя...
- Да. Ирина Павловна сохранила его наследие и до сих пор собирает материалы о нем и издает их. Она заинтересована в том, чтобы как можно больше людей узнали о Варламе Тихоновиче. Да и мы надеемся, что наше кино вызовет у зрителей читательский интерес. Так сложилось, что Шаламова у нас мало знают. Но Варлам Тихонович - великий писатель, который, даже если бы и не оказался в лагерях, все равно стал бы им. Потому как был необычайно одарен от природы. Для меня это Достоевский двадцатого века. Незадолго до начала съемок я перечитал "Записки из мертвого дома" Федора Михайловича. Так вот, каторга тех лет по сравнению с Колымой - это курорт. Каторжанам только что кандалы мешали. И то они имели право их снимать. Сталинские же лагеря, как писал сам Шаламов, - это "Освенцим без печей".
- Вы встречались с людьми, которые лично знали писателя?
- Их практически не осталось в живых, дочь тоже давно умерла. Но я общался с лагерниками, которые сидели на Колыме в те же годы, что и Шаламов. Это очень помогло в работе. От них мы узнали много подробностей о быте и условиях, в которых жили заключенные.
- Известно, что съемочная группа побывала на Колыме...
- Да, мы видели и бухту Нагаева, и Магадан. Но там не снимали. Дело в том, что технологически это очень сложно. Один перелет актеров на съемку занял бы 9 часов в один конец. Поэтому всю натуру снимали на Кольском полуострове недалеко от города Кировск. Мы нашли там сопки, очень похожие на колымские, построили два лагеря, бараки, хозблоки. Да и снег лежал до мая месяца.
- Кто сыграл самого Шаламова?
- В детстве - Марк Наасен. Как только увидел этого мальчишку, сразу понял: он точно попадает на эту роль. Кстати, у Марка отец - ливанец, а мама - русская. В молодом и зрелом возрасте - Владимир Капустин, актер театра Армена Джигарханяна. Он уже снимался у меня в "Штрафбате" и в фильме "Коля - перекати поле". А писателя в старости сыграл Игорь Класс.
Широко известные актеры появятся в маленьких ролях. Например, Валерий Золотухин сыграет врача Пантюхова, который спас Варлама Тихоновича, направив его на курсы фельдшеров в 1946 году. Ирина Муравьева - маму писателя. Александр Трофимов - отца.
- Говорят, что в первые дни съемок возникли трудности с набором участников для массовок...
- На роль измученных каторжан нам необходимо было найти худощавых мужчин в возрасте от 25 до 65 лет. Задача оказалась непростой. Когда нам нужно было собрать 300 человек, приходило только 100. Поэтому мы даже брали в массовку бомжей. К тому же их не надо было гримировать: худощавые, изможденные от пьянства и непутевой жизни. Встречались прямо-таки персонажи из рассказов писателя. Да и сниматься готовы за любые деньги. Лишь бы было на что выпить. Кстати, и в тридцатиградусный мороз они работали с полной отдачей. У нас ведь артисты были одеты по-колымски, очень хило: в специально состаренные и истрепанные телогрейки. Многие профессиональные актеры говорили, что никогда в жизни так не мерзли. Их в буквальном смысле колотило от мороза.
- Рассказы писателя пронизаны болью, читая их, спрашиваешь себя: "Как жить?" В вашей работе зрители найдут ответ на этот вопрос?
- В картине есть эпизод, когда Шаламова об этом спрашивает женщина. И он скажет: "Есть десять заповедей, больше ничего нет, да и не надо". Но у Шаламова была еще одна, собственная: не учить других. Однако, по рассказам Ирины Сиротинской, в жизни он не всегда соблюдал ее.
- В фильме будет рассказана история любви Ирины Сиротинской и Варлама Шаламова?
- Это художественное произведение, а не документальный фильм. Поэтому и женщины в жизни писателя будут под другими фамилиями. Конечно, те, кто читал его переписку, воспоминания, поймут, кто есть кто.
- Расскажите, что будете снимать после "Завещания Ленина"?
- В планах два проекта. Михаил Кураев написал для меня киносценарий по своей повести "Капитан Дикштейн". Картина историческая, а значит, дорогая. Это 21-й год, кронштадтский мятеж и его подавление. Сейчас ищем деньги. Другой проект - телевизионный. Его продюсирует мой брат Владимир Досталь. Это фильм о расколе Русской Православной церкви в XVII веке. Кстати, я погрузился в эту тему отчасти благодаря стихотворению Шаламова "Аввакум в Пустозерске", которое прозвучит в фильме.
ДОСЬЕ
Николай Досталь родился в 1946 году. В начале 1960-х работал ассистентом режиссера на киностудии "Мосфильм". В 1971 году окончил факультет журналистики МГУ, в 1981 году - Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Георгия Данелии). В качестве режиссера дебютировал в 1985 году полнометражной картиной "Человек с аккордеоном". В 1991 году поставил фильм "Облако-рай", который был удостоен нескольких премий на кинофестивале в Локарно, в том числе и приза "Серебряный леопард". На счету режиссера такие фильмы, как "Шура и Просвирняк", "Маленький гигант большого секса", "Полицейские и воры", "Штрафбат", "Гражданин начальник" и другие.