ЖДИТЕ КРУШЕНИЯ!

15 июня 2004 года в десятом часу утра обходчик Липецкой дистанции пути Александр Кругликов при осмотре железнодорожного полотна на 270-м километре перегона Липецк - Сенцово обнаружил частичную расстыковку рельсов. Кто-то раскрутил два болта, скрепляющих рельсовый стык. Здесь же Кругликов нашел вложенные в файл два листа бумаги с текстом, выполненным с использованием трафарета. Уже первые строки послания озадачили обходчика: "С 17 июня в области будут крушения пассажирских поездов..." Далее анонимный автор требовал выплаты ему 200 тысяч евро, описав механизм передачи указанной суммы. Послание заканчивалось недвусмысленной угрозой: "Если передача денег сорвется - крушение в ту же ночь". Закрутив болты, Кругликов поспешил сообщить о случившемся дистанционному диспетчеру, после чего информация о ЧП поступила в областное УФСБ.

ПРИШЛОСЬ ЗАКРУЧИВАТЬ БОЛТЫ
15 июня 2004 года в десятом часу утра обходчик Липецкой дистанции пути Александр Кругликов при осмотре железнодорожного полотна на 270-м километре перегона Липецк - Сенцово обнаружил частичную расстыковку рельсов. Кто-то раскрутил два болта, скрепляющих рельсовый стык. Здесь же Кругликов нашел вложенные в файл два листа бумаги с текстом, выполненным с использованием трафарета. Уже первые строки послания озадачили обходчика: "С 17 июня в области будут крушения пассажирских поездов..." Далее анонимный автор требовал выплаты ему 200 тысяч евро, описав механизм передачи указанной суммы. Послание заканчивалось недвусмысленной угрозой: "Если передача денег сорвется - крушение в ту же ночь". Закрутив болты, Кругликов поспешил сообщить о случившемся дистанционному диспетчеру, после чего информация о ЧП поступила в областное УФСБ.
При осмотре территории в пяти метрах от железнодорожного полотна оперативники нашли две металлические банки из-под кофейного напитка, обмотанные изоляционной лентой с прикрепленными к ним магнитами и отрезком проволоки полукруглой формы. По замыслу неизвестного, данная "конструкция" (об этом говорилось в письме) должна была сыграть роль контейнера при передаче денег. В каждую из банок закладывается по 400 купюр номиналом 500 евро. Контейнер прикрепляется магнитами к ступеньке последнего вагона поезда проволокой вниз. По пути движения состава устанавливается (этого места оперативники не знали) металлический штырь, нечто вроде шлагбаума, который должен сбить примагниченные банки, после чего они попадали в руки злоумышленника. Как указывалось в письме, прикрепить контейнер следовало 17 июня около 18 часов на станции Липецк к подножке поезда N 286, следовавшего маршрутом Мурманск - Новороссийск. Похоже, вымогатель все продумал до мелочей, однако не учел одной детали: названная им для передачи сумма не могла поместиться в двух банках. Кроме того, не было гарантии, что примагниченный контейнер из-за тяжести не сорвется где-то на выезде со станции.
О согласии выполнить выдвинутые требования чекисты должны были известить злоумышленника условным знаком в виде большого креста, нарисованного над почтовым ящиком у входа в цокольный этаж углового жилого дома на перекрестке улиц Советской и Горького. Накануне 17 июня такой знак появился.
Вывернуть болты с рельсов мог человек, владеющий навыками путейца. Операция получила кодовое название "Чужой". Чтобы провести комплекс намеченных оперативно-розыскных мероприятий, требовалось время. В условиях жесткого цейтнота было принято решение провести закладку контейнера, но без денег. В записке, вложенной в одну из банок, "Чужому" объяснялась причина невозможности в этот раз передать указанную сумму и предлагалось наладить связь для дальнейшего контакта. С самого начала операции личный состав УФСБ был переведен на усиленный вариант несения службы. В полной готовности находились сотрудники других правоохранительных органов и МЧС. К шести часам вечера 17 июня железнодорожный вокзал Липецка был взят под плотное наблюдение сил правопорядка. По некоторым свидетельствам в тот день в операции по задержанию "Чужого" участвовала практически вся милиция областного центра. Подобного масштаба розыскных мероприятий местные правоохранительные органы еще не знали. В 18.25 по прибытии состава в Елец в нем разместилась оперативная группа. Часть людей вела наблюдение с головного локомотива, несколько человек расположились в тамбуре последнего вагона. Точно по графику поезд Мурманск - Новороссийск прибыл в Липецк, и в условленном месте был установлен контейнер. Все действия правоохранители проводили в режиме секретности, поэтому вряд ли в тот вечер пассажиры поезда N 286 могли заподозрить что-то неладное. Тем временем состав тронулся в дальнейший путь. Вслед за ним последовал локомотив с группой захвата УФСБ. В районе станции Чугун-2 контейнер оторвался от подножки вагона.
ПРИВЕТ ИЗ ВОРОНЕЖА
Ситуация явно осложнялась. Особое внимание уделялось охране опасных грузов и сопровождению поездов со взрывчатыми материалами. Одновременно шла работа по проверке железнодорожников, в чьи обязанности входил контроль за техническим состоянием дороги. В этот круг также попали люди, уволенные в период с начала 2004 года. Выяснялось: не было ли случаев хищения железнодорожных инструментов строгой отчетности, которыми можно раскрутить болты на рельсах.
Спустя два с небольшим месяца, злоумышленник вновь напомнил о себе. В первых числах сентября в управление ФСБ по Воронежской области поступило анонимное письмо, в котором сообщалось о готовящемся в Воронеже террористическом акте.
Но все это было прелюдией. В ноябре на станции Отрожка Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги случилось ЧП. Кто-то несколькими деревянными брусками заблокировал стрелочный перевод. Только по счастливой случайности удалось избежать трагедии. Дежурная по станции вовремя заметила аварийное состояние механизма и немедля выслала к нему станционных рабочих. Вместе со злополучными брусками железнодорожники обнаружили лист бумаги с отпечатанным на машинке текстом: "С 20 ноября на территории области будут происходить крушения пассажирских поездов..." Далее неизвестный автор требовал от правоохранительных органов уже 300 тысяч евро с подробным описанием способа их передачи на одной из городских остановок общественного транспорта. Предупреждал, что он не блефует и в случае невыполнения требований "диверсия произойдет в ту же ночь". Местные контрразведчики тут же связались со своими липецкими коллегами. Но удача улыбнулась им лишь через год.
ДИВЕРСАНТ ПОДШОФЕ
9 сентября прошлого года командир отделения роты ОВД Коминтерновского РУВД города Воронежа Александр Лопухов во время патрулирования в районе железнодорожной станции обратил внимание на крепко выпившего мужчину. Милиционер попросил незнакомца предъявить документы, но вместо удостоверения личности в кармане его рубашки оказались два листка перекидного настольного календаря. Что-то заставило бдительного стража порядка присмотреться к нанесенным на них рисункам. Почуяв неладное, Лопухов доставил мужчину в дежурную часть РУВД. Как выяснилось, листочки из календаря были не простые: на них изображались схемы и приводилось описание действий по признакам, очень похожим на минирование и подрыв пассажирского поезда, да еще с указанием конкретного маршрута... Мурманск - Новороссийск. Дальше события развивались стремительно. На квартиру задержанного выехала оперативная группа. В ходе обыска милиционеры изъяли две печатные машинки, магниты с проволокой, бумажный трафарет, карту Липецкой области, две банки с порохом, батарейку с проводами, а также около трех десятков рукописных листов с подробными планами подготовки к совершению террористических актов и способов передачи денежных средств. Сомнений не оставалось - это был человек, которого правоохранительные органы разыскивали более года: некто Александр Ермолин (фамилия изменена) 1966 года рождения, проживающий в Воронеже, сторож одной из местных фирм. На следующий день протрезвевший Ермолин уже давал показания.
В иные времена не избежать Ермолину клейма "диверсант" со всеми вытекающими из этого последствиями. Но отделался воронежский любитель острых ощущений сравнительно легким испугом. Заработал наказание лишь за вымогательство. Впрочем, семь с половиной лет строгого режима - достаточный срок, чтобы сделать выводы на будущее.