03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАРОДНЫЕ УТЮГИ РОССИИ

Петров Дмитрий
Опубликовано 01:01 02 Июня 2008г.
Пока они за ширмой, их никто не видит и не знает. Из-за ширмы в свое время вышел только Зиновий Гердт. А как же остальные? Как они оказываются за ширмой, чем там занимаются и почему одни куклы умеют пить, а другие нет? Об этом "Труду" рассказала актриса Театра имени Образцова Екатерина Бабаева.

Я хотела быть актрисой драматического театра, но в театральное училище у нас набирали раз в три года, поэтому я в 17 лет поступила в студию при Ташкентском театре кукол. Меня почти сразу (на первом курсе) пригласили работать. В 20 лет я попала в областной театр кукол, а в 23 - в Театр имени Образцова.
Моей первой ролью была лиса в "Теремке", и я очень горько плакала - ведь мне хотелось самой выходить на сцену, играть Вассу Железнову, леди Макбет, а тут, простите, ширма и лисичка-сестричка. Поначалу вообще было тяжело - не столько физически, сколько морально. Например, я постоянно опускала руку с куклой. Нет, весила она немного, просто надоедало непрерывно держать руку вверху. Мол, стою тут, как дура, с поднятой рукой. Голосую, что ли? Но потом я втянулась, и в 18 лет переиграла уже весь репертуар, все ведущие роли. С той поры это моя любимая профессия, я всю жизнь играю в куклы.
ДЕЛЮСЬ МОЗГОМ
В кукольном театре возможно то, что нельзя или очень трудно сделать в театре обычном: абсурдные, гротескные или парадоксальные вещи. Например, в "Необыкновенном концерте" я играю знаменитую Шахерезаду Степановну, помощницу фокусника. И в одной из сцен мы с ним меняемся телами. Или Вероника Несмыкальская, оперная певица из того же спектакля, которая исполняла романс с гениальным текстом: "Я, кажется, влюбилась, я, кажется, влюби..." В один из моментов она тянет очень высокую ноту, которую человек не может взять (это кларнет в записи), и у нее начинает неестественно вытягиваться шея, а рот открывается все шире, шире и шире. Выглядит очень смешно.
Когда я играю, мой мозг в кукле. Это он подает импульсы моим героям, их рукам, ногам, языку, кажется, минуя мои руки и мой голос. И поверьте: даже с каким-нибудь Петрушкой, самой простой куклой, которая надевается на руку, очень сложно работать. Поворот головы, движения рук - любая мелочь очень важна. Закон куклы - лицо должно быть асимметрично. Тогда при любом самом незначительном движении выражение лица меняется.
ТАНЦУЙ, ПОКА СВЕТЛО
Работать с тростевыми куклами еще сложнее. Одной куклой могут управлять до пяти человек: двое руками, двое ногами, один головой. Поэтому мы, если наша кукла не задействована, участвуем в "помощах", помогаем коллегам с руками или ногами. Это не менее ответственно, чем собственная кукла. Если в спектакле есть танец, то требуется слаженная работа около десятка человек. Это при том, что за ширмой не так много места, поэтому нужно быть предельно аккуратным. У нас есть правило: если темно, не двигайся, стой где стоишь, чтобы никого не задеть. Кстати, высота ширмы постоянна, и поэтому высоким актерам приходится пригибаться и носить черные шапочки, а невысоким - туфли на высокой платформе, котурны. У меня комфортный рост для работы за ширмой - около 170 см.
Нам приходится очень громко говорить, чтобы было хорошо слышно из-за ширмы. Я неоднократно поначалу срывала голос, пока не научилась им управлять. Сейчас стало проще, поскольку появились беспроводные микрофоны. С обычными микрофонами сложнее: когда много проводов, легко можно споткнуться. Очень важны в нашей профессии фокусы. Сергей Владимирович Образцов при постановке каждого спектакля спрашивал: "Ну, чем будем удивлять?" Самый простой пример: куклы не могут пить. А у нас они пьют вино из бокалов. Секрет очень простой: снизу к бокалам идет трубка, которая соединена с резиновой грушей. Актер нажимает - бокал полон, отпускает - он начинает опорожняться. Естественно, сверху бокал закрыт, иначе бы мы были все мокрые.
ВИННИ АРМСТРОНГ
За полчаса до концерта каждый актер должен проверить свою куклу, механику. Если что, обратиться к дежурному художнику, чтобы тот что-то поправил или подкрутил. Вообще характер куклы задает художник, моя задача - его выразить. Бывают куклы сложные, над которыми надо подумать, бывают те, которым сразу находишь нужный голос и жесты. Например, для мюзикла "Винни по прозвищу Пух" художник сделал очень большую, массивную куклу. Я решила, что он должен говорить вальяжно, мясисто, голосом Луи Армстронга. В спектакле у него своя группа, открывается занавес, и он говорит: "One, two, one, two, three, four!" - группа начинает играть. Дети в восторге - свой в доску. Жаль только, что облегчить его так и не смогли: он остался большим, тяжелым, и часть веса приходится переносить на пояс.
В какие-то моменты я сама могу принимать участие в создании куклы. В спектакле "Чинчрака", для которого писал музыку Юлий Ким, я играла советника Дэва и взяла для него высокий, надтреснутый голос. Художник сделал кукол стилизованными под керамические кувшины. И я попросила сделать мой кувшин треснутым. Получилось отлично.
ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ
Я рубля не скопила на куклах, зато объездила весь мир, не была только в Австралии. Мы выступали с музыкальными концертами в Японии, Европе, Америке. При этом только конферансье выступал на языке страны: читал с бумажки текст, написанный русскими буквами. Все его прекрасно понимали, и когда он спрашивал "Как вам мой английский (французский, испанский)?", кричали: "Отлично!" А остальным героям перевод не нужен: они танцуют и поют, а это язык, который понимают все. Артисту кукольного театра обязательно нужно быть музыкальным, ведь у нас очень много музыки - куклы не выдерживают большое количество текста.
Каждый раз, получая новую роль, все приходится начинать заново, доказывать себе, что ты не верблюд. Главное в нашей профессии - сделать так, чтобы все было правдоподобно. Во время спектакля "Братец кролик" мой внучатый племянник (ему тогда было лет пять) подслушал разговор двух зрителей, его ровесников. Они спорили, живой барсук или нет, и чуть не подрались. И если такие вещи происходят, значит, мы все делаем правильно.
КАК ЖИВЫЕ
Самая знаменитая кукла России - конферансье Аркадий Апломбов. Говорил голосом Гердта, в том числе на японском языке.
Японские куклы-самураи бывают больше метра в высоту и весят до двадцати килограммов. Управляются тремя актерами.
Дон Жуан, играющий, поющий и танцующий, - плод усилий четырех человек. Играет и танцует с помощью тростей.
РЕЗЮМЕ
Екатерина Бабаева, актриса
Родилась в 1949 году в Ташкенте.
Стаж работы кукольницей - 40 лет, заслуженная артистка России.
С 1972 года работает в Государственном академическом театре кукол имени С.В. Образцова.
ЗАРПЛАТЫ
15 000 рублей
получает заслуженный артист России
6000 рублей
получает региональный актер с квалификацией "мастер сцены"


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников