Главная Культура 12:30 02 Июня 2015 6788
«Рахманинов – это бог. Потому что – бог»

Через сто лет после своего божества в Казани выступил Михаил Плетнев

Сергей Бирюков, Казань-Москва

Денис Мацуев, Борис Березовский, Николай Луганский… Одних этих пианистических имен достаточно, чтобы придать фестивалю с участием их прославленных обладателей экстра-уровень. А когда в этом ряду появляется и имя Михаила Плетнева, событие принимает уникальный характер. Ведь легендарный пианист долгие годы не играл публично. Причем выступление, о котором речь, произошло не в Москве или Петербурге, а в Казани, на фестивале «Белая сирень».

С 2006 года Плетнева можно было видеть и слышать на концертах только как дирижера. Тончайший мастер фортепиано прекратил публично играть на рояле, потому что его перестало удовлетворять качество современных инструментов, резко, с его точки зрения, упавшее. Объясняется это просто: в мире – пианистический бум, и пик его – в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Китае с его 100 миллионами играющих и обучающихся игре на рояле. Китайцы уж если берутся штурмовать какую-нибудь вершину – скажем, балет или классическую музыку, – то делают это со свойственным им массовым фанатизмом. Обеспечить такое количество исполнителей качественными инструментами невозможно. По утверждению другого прославленного музыканта, Дениса Мацуева, в конструкцию рояля за последние 20 лет внесено около 150 изменений, не улучшивших, а ухудшивших чуткость клавиатуры и звук – лишь бы обеспечить массовость производства. Это коснулось даже самых уважаемых, столетиями известных фирм.

Михаил Плетнев и Александр Сладковский после исполнения Второго концерта Рахманинова. Казань, май 2015 года

Плетневу удалось найти взаимопонимание с одним из японских рояльных производителей, который учел все пожелания музыканта. С тех пор Михаил Васильевич играет только на своем инструменте, который возит за собой – как когда-то Горовиц…

В последнее время Плетнев чуть смягчил «пианистическую блокаду». Например, выступил в Клину на 175-летии Чайковского. Но в самой Москве в этом сезоне сыграл только однажды, и лишь в 4 руки – собственное сочинение, посвященное Швейцарии… И тут – слух из Казани: на фестивале «Белая сирень» прозвучит Второй концерт Рахманинова с Михаилом Васильевичем в качестве солиста. Так в конце мая корреспондент «Труда» оказался в столице Татарстана…

Концертный зал, которым Казань обзавелась к миллениуму, поражает богатством и красотой, где классические европейские мотивы соединились с мусульманскими архитектурными традициями – например, в облике органа. И неожиданной в таком интерьере демократичностью: в партере можно стоять. В Московской консерватории такого бы не потерпели. Солидность – конечно, благо, с другой стороны сколько студентов и небогатых меломанов лишаются при этом возможности слушать выдающихся музыкантов! В Казани на это смотрят проще – и зал на концерте Плетнева буквально ломился от публики, как сидячей, так и стоячей.

Ломиться было ради чего. Плетнев под огромным портретом Рахманинова, смотрящим со сцены, сам стал словно пальцами Сергея Васильевича и его ожившей душой. Не спешил, любовался музыкой, прекрасной, будто звон пасхальных колоколов, или полет птицы над степью, или свободная песня на просторе. Начал совсем издалека, как бы даже наигрывая, едва слышно, постепенно наращивая звук. Очень глубоко погружал пальцы в клавиши – говорят, так играл сам Рахманинов. Временами в этом погружении в звук почти останавливался – но ни разу не порвал нить музыкального повествования, не нарушил непрерывность этой певучей игры. И через богатырскую кульминацию первой части, через ласковый покой второй, через оживленный бег третьей пришел к мощному апофеозу коды в единении с оркестром. Лишь изредка – например, в самом конце – автору этой заметки казалось, что согласованности между оркестром и солистом чуть не хватало, но это уже придирки с микроскопом в руках.

Антракт

Казанцы уже сравнивают по значению приезд Плетнева-пианиста с выступлениями в их городе самого Рахманинова сто лет назад. Нынешняя же гастроль вряд ли бы состоялась, если бы не Государственный симфонической оркестр Республики Татарстан и его дирижер Александр Сладковский. С коллективом средней руки столь строгий (прежде всего к себе) музыкант, как Плетнев, просто не стал бы работать. О громадном рывке, который оркестр, основанный 50 лет назад Натаном Рахлиным, совершил за последние пять лет под руководством одного из наших наиболее ярких сегодняшних дирижеров, «Труд» уже писал (см. «Малера подняли на баскетбольную высоту» 28.04.2015).

Сладковского Плетнев знал с 2003 года, когда Александр Витальевич входил в дирижерскую коллегию Российского Национального оркестра – коллектива, основанного и до сих пор руководимого Плетневым. Недавно встретились в Перми на фестивале Дениса Мацуева: Сладковский дирижировал на следующий день после своего старшего коллеги.

– Я предложил Михаилу Васильевичу приехать в Казань, – рассказывает Сладковский. – Честно говоря, даже не рассчитывал на его пианистическое выступление – почел бы за честь и огромную пользу для нашего оркестра, если бы он согласился продирижировать. Но он неожиданно загорелся идеей именно сыграть на рояле. Единственным условием было привести из Москвы его инструмент. Что мы неукоснительно выполнили.

О том, насколько Плетневу было хорошо на казанской сцене, свидетельствовал и бис, сыгранный после рахманиновского концерта: ре-бемоль мажорный ноктюрн Шопена. Настоящий бриллиант тончайшей, проникновеннейшей лирики.

И еще одно доказательство артистической удачи: Михаил Васильевич принял у себя за сценой журналистов.

Михаил Васильевич был так благорасположен, что даже принял в артистической журналистов

Такого за ним не помню давно. Едва ли не с его бетховенских концертов в московском зале «Оркестрион» в 2006-м. Говорил целых три минуты – это для него, с трудом переносящего всякую публичность, кроме музицирования, настоящий подвиг. На вопрос – удалось ли походить по местам своего детства, которое прошло в Казани, ответил коротко:

– Удалось.

О вдохновляющей силе музыки Рахманинова и о Втором концерте сказал уже пространней:

– Да, это музыка преодоления.

О том, почему Рахманинов, с его точки зрения, бог, – еще детальней:

– Потому что бог. Он оставил такой след, как пианист… Собственно говоря, называть Рахманинова пианистом, композитором, дирижером – мелко. Рахманинов – это бог. Божественный бог.

И самым подробным образом отозвался о том, как работалось с оркестром Татарстана:

– Замечательно. Я очень рад, что Александр Сладковский находится здесь, что он обрел контакт, полюбил Казань, оркестр его полюбил, и он здесь работает вдохновенно, и дай Бог ему так и дальше. Я с ним с большим удовольствием работаю.

А о том, какое влияние на оркестр оказал сам Плетнев, говорило последующее во втором отделении исполнение Второй симфонии Рахманинова. Солиста-пианиста там уже не было, зато какие солисты в самом оркестре – кларнетист, валторнист, флейтист!.. Да и вся знаменитая партитура, полная кипящей рахманиновской искренности и русской пейзажной красоты, прозвучала удивительно по-плетневски, без спешки, с благоговейным долгим вслушиванием, буквально купанием в этом роскошном музыкальном океане.

Концерт окончен

Несколько слов о других концертах фестиваля «Белая сирень» и прочих проектах Госоркестра Татарстана. О выдающихся пианистах из афиши нынешнего праздника мы уже сказали. Закрывать же фестиваль приедут 7 июня патриарх отечественного дирижирования Владимир Федосеев и пианист Владимир Овчинников.

Александр Сладковский с увлечением рассказал «Труду» и о таком опыте: недавно Денис Мацуев привез в Казань феноменальный камерный оркестр «Вена-Берлин», составленный из лучших музыкантов филармоний этих двух музыкальных столиц Европы. Гостям так понравилась увлеченность казанских оркестрантов, что они – конечно, не без подсказки Мацуева – подарили коллегам двухчасовой мастер-класс.

Благодаря Мацуеву Госоркестр Татарстана узнали прошлой осенью и в Париже: казанцы приняли участие в церемонии присвоения Денису звания посла ЮНЕСКО. Говорят, европейцы были изумлены уровнем незнакомого им коллектива из поволжской республики. После такого международного дебюта оркестр на будущий сезон вновь зовут во Францию, а еще – в Японию, а к концу календарного 2016 года – в Венгрию, Чехию и Германию.

Сам коллектив отрабатывает новые для России формы пополнения репертуара: в будущем сезоне начнет действовать контракт с молодым татарским композитором Эльмиром Низамовым, которого, кстати, уже знают в Европе. В звании «композитор-резидент» он станет сочинять партитуры специально для Госоркестра. Как говорит Сладковский:

– Не по старой схеме «пленум Союза композиторов – пустой зал», а по новой «яркая музыка – увлеченные исполнители – рукоплещущая публика».

Но основой репертуара останется, конечно, классика. 110-летие Шостаковича оркестр отметит исполнением всех 15 симфоний композитора на протяжении двух ближайших сезонов. При этом некоторые – например, 2-я, 3-я, 6-я симфонии – прозвучат в Казани впервые. Плюс – традиционные фестивали – Concordia, посвященный Софье Губайдулиной и композиторам ее круга, Рахлинские сезоны (в память основателя оркестра), новая, уже шестая «Белая сирень» – праздник музыки Рахманинова и его поры, приходящий в Казань в самое подходящее, воспетое Рахманиновым время – в мае. Годовой музыкальный круг замкнется – чтобы вскоре начать свой новый виток. Татарстан – по многим позициям лидер среди российских регионов. По симфонической музыке – в том числе.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3326
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3222
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3089
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?