Новости
Главная Культура 12:30 02 Июня 2015 6178
«Рахманинов – это бог. Потому что – бог»

Через сто лет после своего божества в Казани выступил Михаил Плетнев

Сергей Бирюков, Казань-Москва

Денис Мацуев, Борис Березовский, Николай Луганский… Одних этих пианистических имен достаточно, чтобы придать фестивалю с участием их прославленных обладателей экстра-уровень. А когда в этом ряду появляется и имя Михаила Плетнева, событие принимает уникальный характер. Ведь легендарный пианист долгие годы не играл публично. Причем выступление, о котором речь, произошло не в Москве или Петербурге, а в Казани, на фестивале «Белая сирень».

С 2006 года Плетнева можно было видеть и слышать на концертах только как дирижера. Тончайший мастер фортепиано прекратил публично играть на рояле, потому что его перестало удовлетворять качество современных инструментов, резко, с его точки зрения, упавшее. Объясняется это просто: в мире – пианистический бум, и пик его – в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Китае с его 100 миллионами играющих и обучающихся игре на рояле. Китайцы уж если берутся штурмовать какую-нибудь вершину – скажем, балет или классическую музыку, – то делают это со свойственным им массовым фанатизмом. Обеспечить такое количество исполнителей качественными инструментами невозможно. По утверждению другого прославленного музыканта, Дениса Мацуева, в конструкцию рояля за последние 20 лет внесено около 150 изменений, не улучшивших, а ухудшивших чуткость клавиатуры и звук – лишь бы обеспечить массовость производства. Это коснулось даже самых уважаемых, столетиями известных фирм.

Михаил Плетнев и Александр Сладковский после исполнения Второго концерта Рахманинова. Казань, май 2015 года

Плетневу удалось найти взаимопонимание с одним из японских рояльных производителей, который учел все пожелания музыканта. С тех пор Михаил Васильевич играет только на своем инструменте, который возит за собой – как когда-то Горовиц…

В последнее время Плетнев чуть смягчил «пианистическую блокаду». Например, выступил в Клину на 175-летии Чайковского. Но в самой Москве в этом сезоне сыграл только однажды, и лишь в 4 руки – собственное сочинение, посвященное Швейцарии… И тут – слух из Казани: на фестивале «Белая сирень» прозвучит Второй концерт Рахманинова с Михаилом Васильевичем в качестве солиста. Так в конце мая корреспондент «Труда» оказался в столице Татарстана…

Концертный зал, которым Казань обзавелась к миллениуму, поражает богатством и красотой, где классические европейские мотивы соединились с мусульманскими архитектурными традициями – например, в облике органа. И неожиданной в таком интерьере демократичностью: в партере можно стоять. В Московской консерватории такого бы не потерпели. Солидность – конечно, благо, с другой стороны сколько студентов и небогатых меломанов лишаются при этом возможности слушать выдающихся музыкантов! В Казани на это смотрят проще – и зал на концерте Плетнева буквально ломился от публики, как сидячей, так и стоячей.

Ломиться было ради чего. Плетнев под огромным портретом Рахманинова, смотрящим со сцены, сам стал словно пальцами Сергея Васильевича и его ожившей душой. Не спешил, любовался музыкой, прекрасной, будто звон пасхальных колоколов, или полет птицы над степью, или свободная песня на просторе. Начал совсем издалека, как бы даже наигрывая, едва слышно, постепенно наращивая звук. Очень глубоко погружал пальцы в клавиши – говорят, так играл сам Рахманинов. Временами в этом погружении в звук почти останавливался – но ни разу не порвал нить музыкального повествования, не нарушил непрерывность этой певучей игры. И через богатырскую кульминацию первой части, через ласковый покой второй, через оживленный бег третьей пришел к мощному апофеозу коды в единении с оркестром. Лишь изредка – например, в самом конце – автору этой заметки казалось, что согласованности между оркестром и солистом чуть не хватало, но это уже придирки с микроскопом в руках.

Антракт

Казанцы уже сравнивают по значению приезд Плетнева-пианиста с выступлениями в их городе самого Рахманинова сто лет назад. Нынешняя же гастроль вряд ли бы состоялась, если бы не Государственный симфонической оркестр Республики Татарстан и его дирижер Александр Сладковский. С коллективом средней руки столь строгий (прежде всего к себе) музыкант, как Плетнев, просто не стал бы работать. О громадном рывке, который оркестр, основанный 50 лет назад Натаном Рахлиным, совершил за последние пять лет под руководством одного из наших наиболее ярких сегодняшних дирижеров, «Труд» уже писал (см. «Малера подняли на баскетбольную высоту» 28.04.2015).

Сладковского Плетнев знал с 2003 года, когда Александр Витальевич входил в дирижерскую коллегию Российского Национального оркестра – коллектива, основанного и до сих пор руководимого Плетневым. Недавно встретились в Перми на фестивале Дениса Мацуева: Сладковский дирижировал на следующий день после своего старшего коллеги.

– Я предложил Михаилу Васильевичу приехать в Казань, – рассказывает Сладковский. – Честно говоря, даже не рассчитывал на его пианистическое выступление – почел бы за честь и огромную пользу для нашего оркестра, если бы он согласился продирижировать. Но он неожиданно загорелся идеей именно сыграть на рояле. Единственным условием было привести из Москвы его инструмент. Что мы неукоснительно выполнили.

О том, насколько Плетневу было хорошо на казанской сцене, свидетельствовал и бис, сыгранный после рахманиновского концерта: ре-бемоль мажорный ноктюрн Шопена. Настоящий бриллиант тончайшей, проникновеннейшей лирики.

И еще одно доказательство артистической удачи: Михаил Васильевич принял у себя за сценой журналистов.

Михаил Васильевич был так благорасположен, что даже принял в артистической журналистов

Такого за ним не помню давно. Едва ли не с его бетховенских концертов в московском зале «Оркестрион» в 2006-м. Говорил целых три минуты – это для него, с трудом переносящего всякую публичность, кроме музицирования, настоящий подвиг. На вопрос – удалось ли походить по местам своего детства, которое прошло в Казани, ответил коротко:

– Удалось.

О вдохновляющей силе музыки Рахманинова и о Втором концерте сказал уже пространней:

– Да, это музыка преодоления.

О том, почему Рахманинов, с его точки зрения, бог, – еще детальней:

– Потому что бог. Он оставил такой след, как пианист… Собственно говоря, называть Рахманинова пианистом, композитором, дирижером – мелко. Рахманинов – это бог. Божественный бог.

И самым подробным образом отозвался о том, как работалось с оркестром Татарстана:

– Замечательно. Я очень рад, что Александр Сладковский находится здесь, что он обрел контакт, полюбил Казань, оркестр его полюбил, и он здесь работает вдохновенно, и дай Бог ему так и дальше. Я с ним с большим удовольствием работаю.

А о том, какое влияние на оркестр оказал сам Плетнев, говорило последующее во втором отделении исполнение Второй симфонии Рахманинова. Солиста-пианиста там уже не было, зато какие солисты в самом оркестре – кларнетист, валторнист, флейтист!.. Да и вся знаменитая партитура, полная кипящей рахманиновской искренности и русской пейзажной красоты, прозвучала удивительно по-плетневски, без спешки, с благоговейным долгим вслушиванием, буквально купанием в этом роскошном музыкальном океане.

Концерт окончен

Несколько слов о других концертах фестиваля «Белая сирень» и прочих проектах Госоркестра Татарстана. О выдающихся пианистах из афиши нынешнего праздника мы уже сказали. Закрывать же фестиваль приедут 7 июня патриарх отечественного дирижирования Владимир Федосеев и пианист Владимир Овчинников.

Александр Сладковский с увлечением рассказал «Труду» и о таком опыте: недавно Денис Мацуев привез в Казань феноменальный камерный оркестр «Вена-Берлин», составленный из лучших музыкантов филармоний этих двух музыкальных столиц Европы. Гостям так понравилась увлеченность казанских оркестрантов, что они – конечно, не без подсказки Мацуева – подарили коллегам двухчасовой мастер-класс.

Благодаря Мацуеву Госоркестр Татарстана узнали прошлой осенью и в Париже: казанцы приняли участие в церемонии присвоения Денису звания посла ЮНЕСКО. Говорят, европейцы были изумлены уровнем незнакомого им коллектива из поволжской республики. После такого международного дебюта оркестр на будущий сезон вновь зовут во Францию, а еще – в Японию, а к концу календарного 2016 года – в Венгрию, Чехию и Германию.

Сам коллектив отрабатывает новые для России формы пополнения репертуара: в будущем сезоне начнет действовать контракт с молодым татарским композитором Эльмиром Низамовым, которого, кстати, уже знают в Европе. В звании «композитор-резидент» он станет сочинять партитуры специально для Госоркестра. Как говорит Сладковский:

– Не по старой схеме «пленум Союза композиторов – пустой зал», а по новой «яркая музыка – увлеченные исполнители – рукоплещущая публика».

Но основой репертуара останется, конечно, классика. 110-летие Шостаковича оркестр отметит исполнением всех 15 симфоний композитора на протяжении двух ближайших сезонов. При этом некоторые – например, 2-я, 3-я, 6-я симфонии – прозвучат в Казани впервые. Плюс – традиционные фестивали – Concordia, посвященный Софье Губайдулиной и композиторам ее круга, Рахлинские сезоны (в память основателя оркестра), новая, уже шестая «Белая сирень» – праздник музыки Рахманинова и его поры, приходящий в Казань в самое подходящее, воспетое Рахманиновым время – в мае. Годовой музыкальный круг замкнется – чтобы вскоре начать свой новый виток. Татарстан – по многим позициям лидер среди российских регионов. По симфонической музыке – в том числе.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11684
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7355
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7036
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6327
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6206
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?