27 мая в Москве открылся Музей АЗ — музей Анатолия Зверева, который создатели называют его Домом. Кто такой Зверев, знают все, сколько-нибудь осведомленные о современном искусстве. А вот дать ясное определение его творчеству и стилю пока, кажется, не удалось никому. Музей, по замыслу его устроителей, и должен помочь ответить на этот вопрос.
Анатолий Зверев был и остается легендой художественной жизни Москвы второй половины ХХ века. Формально он принадлежал к направлению нон-конформизма — неофициальному искусству, но по сути был нон-нон-конформистом. Это двойное отрицание позволяло ему быть поразительно свободным в творчестве, не принадлежать ни к какому течению и всей своей жизнью утверждать абсолютную свободу гениальной личности. У него не было ни мастерской, ни, по сути, дома. Он был вне социума, вне правил, выше любых ограничений.
.jpg)
Анатолий Зверев. Автопортрет с сигаретой. 1956 год
История создания музея сама по себе удивительна и уникальна, полна парадоксальных сюжетов и фантастических совпадений. Арт-куратор Полина Лобачевская, которая была дружна с художником, вспоминает, как однажды она упрекнула Зверева в том, что он недостаточно бережно относится к своим работам, раздаривая их без счета, вместо того чтобы копить произведения. Тогда Зверев ответил ей фразой, оказавшейся пророческой — «Когда меня не станет, ты этим и займешься». И вот — Полина Лобачевская, арт-директор Музея АЗ, открывает музей Зверева.
Кстати, именно с покупки Наталией Опалевой портрета Полины Лобачевской кисти Зверева и началось собирание коллекции, а случайное знакомство с Полиной Лобачевской переросло в долгое сотрудничество, и вот — Наталия Опалева, генеральный директор Музея АЗ, вместе с ней открывает музей Зверева.
И, наконец, когда нашлось место, где будет располагаться музей, оказалось, что по соседству находилась мастерская художника Владимира Немухина, в которой любил бывать и подолгу гостил Анатолий Зверев. Основатели музея не раз удивлялись всем этим неслучайным случайностям, которые на каждом шагу сопровождали создание Музея АЗ.
.jpg)
Лиля Костаки
Название музея возникло из знаменитой подписи художника — на каждой работе он размашисто рисовал свои инициалы и год написания, будто заранее зная ценность каждого своего росчерка. Про свою подпись Зверев сам писал в коротком стихотворении:
«Там, за подписью АЗ — Я как раз,
У орнамента синей лазури...»
Фрагмент этого стихотворения стал названием первой выставки музея — «АЗ — это Я как раз!», посвященной биографии художника и людям, окружавшим его в течении жизни. На этой выставке представлена 41 работа Анатолия Зверева, а можно и смело сказать — 41 шедевр.
У портретов, написанных Зверевым, есть одна поразительная особенность — художник не просто схватывает неповторимую индивидуальность своих моделей, он оказывается вдохновенным пророком их жизней и судеб, он провидит в прошлое и в будущее. С Оксаной Асеевой, вдовой поэта Николая Асеева и некогда музой серебряного века, Зверева связывала нежная дружба. Она была и его обожаемой музой, он написал сотни ее портретов. Но, несмотря на возраст Оксаны Михайловны, а ей было уже немало лет, он всегда писал ее нежной, печальной молодой женщиной. Зверев говорил: «Я душу ее пишу, а душа у нее молодая».
Есть и другая история, рассказанная коллекционером Георгием Апазидисом — о том, как Зверев писал одного его знакомого. Когда портрет был закончен, собравшиеся удивились невозможной мрачности и черноте изображенного лица, не имевшего ничего общего с моделью. Через пару дней знакомый неожиданно заболел, и друзья, навещавшие его в больнице, были поражены тем, что портретное сходство оказалось абсолютным. Сам Зверев в ответ на упреки в непохожести говорил: «Если тебя нарисовал я, значит, это — ты».
Парадоксально, но создание Музея АЗ прежде всего говорит о том, что Зверев — художник будущего. Именно музей переносит его из прошлого века в будущие времена, делает частью мировой художественной культуры и предполагает вечную жизнь его наследия. Музей не должен «бальзамировать» художника и делать мумию из его искусства — музей должен оживлять и вдыхать жизнь во все, что находится в нем. Музей АЗ поражает именно огненной энергией, динамикой, с которой разворачивается повествование о жизни и творчестве Анатолия Зверева.
.jpg)
Анатолий Зверев. Автопортрет. 1959 год
С первых шагов Музей рвется в будущее — уже на первом этаже можно увидеть презентацию виртуального музея Анатолия Зверева, стремительный реактивный полет в космическое пространство. Спиралью сворачиваются и разворачиваются ленты с сотнями картин, стоп-кадры выхватывают десятки работ, и все это уносится в черноту вселенной для того, чтобы в следующей видео-композиции мы увидели, как далекие звезды, приближаясь, превращаются в автопортреты Анатолия Зверева.
Стеклянный лифт бесшумно скользит между этажами, доставляя посетителей в залы — картины словно парят в полумраке, мультимедийные видео-стены многократно увеличивают оригиналы, демонстрируя поразительное совершенство искусства Зверева.
А поднявшись на четвертый этаж, посетители вдруг оказываются в совершенно ином пространстве — в летнем саду под открытым небом. Кажется, что Тверская улица шумит, как морской прибой, что этот космический ветер перенес здание музея в один из сказочный европейских уголков. Туда, где сам художник, будучи по сути своей человеком мира, никогда не был...
А за дверями музея — летняя Москва, привычная и уютная 2-ая Тверская-Ямская улица, по которой некогда ходил сам Зверев, раздаривая друзьям и знакомым частицы своей души.
