Градус ниже, пьянки - чаще

Оказывается, что россияне стали реже пить крепкий алкоголь. Зато продажи пива растут как на дрожжах

Последняя неделя мая порадовала любопытной информацией: выяснилось, что россияне стали реже пить коньяк, виски, вино и прочие недешевые напитки. Зато продажи пива растут, как на дрожжах. Эксперты объясняют это банальным желанием людей оптимизировать траты на алкоголь. Однако на деле никакой экономии не выходит. Мы попытались понять, почему.

Продолжающееся пятый год падение реальных доходов населения затронуло, наконец, самую консервативную часть потребительской корзины — крепкий алкоголь. Анализ 700 тысяч чеков из восьми крупнейших мегаполисов страны показал: доля коньяка в общих продажах упала с 4,5 до 3,5%, виски — с 2,4 до 1,4%. Но куда сильнее и неожиданнее упал интерес россиян к вину: доля этого напитка в продажах сократилась с 18,8 до 15%. А вот пиво бьет все рекорды: с конца 2018 года по апрель 2019-го его продажи выросли почти на 10%!

Эксперты сервиса Rate&Goods видят в этом отчетливое желание россиян сократить в целом свои траты на покупки. Причем эта оформившаяся в начале года тенденция, скорее всего, продолжится, и к концу года мы увидим еще более явный крен в сторону пива. Единственное, что может изменить эту линию поведения, — резкое улучшение экономической ситуации в стране, последствия которого рядовые граждане смогут почувствовать на себе. В противном случае переход на бюджетный алкоголь продолжится.

Впрочем, экономить на горячительных напитках гораздо труднее, чем на любой другой товарной категории. Это красноречиво подтверждают данные Росстата — вместе со снижением средней стоимости купленного алкоголя выросла и частота его приема внутрь. Так, число людей, употребляющих спиртосодержащие напитки несколько раз в месяц, выросло с 24,9 до 32%. Доля тех, кто выпивает хотя бы раз в неделю, увеличилась с 15,2 до 16,5%. Практически неизменным осталось число апологетов ежедневного распития спиртных напитков (их в России около 1%). Единственная категория, в которой зарегистрировано улучшение ситуации, — это люди, употребляющие алкоголь несколько раз в неделю, но не каждый день (доля таковых уменьшилась с 5,5 до 4,6%).

О чем говорят эти цифры? О том, что россияне, пока у них еще есть такая возможность, пытаются нивелировать падение стоимости и качества употребляемого алкоголя увеличением его количества. И никакие ограничительные и даже запретительные меры не могут их остановить.

Кстати, вопреки мнению скептиков, которые в постепенном повышении акцизов и ограничении мест и времени продажи алкоголя видели исключительно путь к реанимации самогоноварения и скачкообразного роста теневого рынка, ничего похожего за последний год не произошло. Наоборот, по данным Росалкогольрегулирования, легальные продажи спиртосодержащей продукции в I квартале 2019 года в рознице и общепите выросли на 2% и вплотную приблизились к отметке в 50 млн декалитров.

Приятно, что в нашем океане алкоголя есть и некий островок стабильности: позиции водки непоколебимы, ей стабильно отдают предпочтение 10% россиян.