ЛЬГОТЫ В КОШЕЛЬКЕ

Сегодня Госдума РФ рассматривает в первом чтении очень важный правительственный законопроект - о замене льгот денежными компенсациями. Это внушительнейший документ, который предполагает внесение изменений в 155 существующих законов, а 45 законов отменяет вовсе. И касается он большинства россиян. Поэтому грядущие перемены многие расценивают не иначе как "социальную реформу", а то и "социальную революцию". Важно понять, что это принесет народу? Судя по разгоревшимся спорам, отношение к законопроекту неоднозначное. Предлагаемые депутатами и экспертами поправки исчисляются сотнями. Мы задали народным избранникам вопрос: что, на их взгляд, необходимо доработать в правительственном документе, чтобы социально незащищенные люди не пострадали?

Вячеслав ВОЛОДИН, вице-спикер Госдумы РФ:
- Один из самых больных вопросов - смогут ли регионы выплачивать компенсации своим льготникам? Я считаю, эту проблему можно решить. Прежде всего нужно передать на федеральный уровень выплату компенсаций репрессированным (700 тысяч человек) и труженикам тыла (более 8 миллионов человек). На эти цели необходимо выделить из федерального бюджета порядка 40 млрд. рублей. Тогда на попечении регионов останутся, по сути, только ветераны труда. Эта категория имеет всего три льготы: проезд в общественном транспорте, пользование телефоном и зубопротезирование. По деньгам это сравнительно немного. Поэтому вряд ли у кого-то из губернаторов поднимется рука обидеть этих людей и лишить их положенных льгот. Регионы будут самостоятельно определять объемы льгот или размер компенсаций: мы не можем диктовать им условия - это противоречит Конституции РФ.
Другое дело - федеральные льготники. "Cоциальный пакет", который предложен правительством, должен включать в себя набор наиболее распространенных льгот: бесплатный проезд на пригородном и общественном транспорте, бесплатный набор социально значимых лекарств, 1 раз в 4 года - путевку в санаторий плюс оплату проезда до него. Это дополнение кардинально изменит законопроект и, надеюсь, снимет напряженность в обществе: люди смогут пользоваться привычными льготами, да еще будут получать ежемесячную денежную компенсацию. Если эти поправки не будут приняты, многие депутаты, в том числе и я, законопроект не поддержат.
Светлана ГОРЯЧЕВА, депутат:
- Где гарантия, что льготники, которые переходят на региональный уровень, как, например, ветераны труда, вообще что-то получат? Законопроект предоставляет регионам право самим решать судьбу льгот. В том числе нужны ли они вообще. Если у регионов нет на это средств (а у нас из 89 субъектов Федерации всего 20 "доноров", остальные - дотационные), льготники рискуют ничего не получить - ни льгот, ни денег.
Ведь сколько сил затратили прежние депутаты, добиваясь, чтобы федеральный центр взял на себя заботу о выплате 70-рублевых детских пособий малоимущим семьям! И к 2001 году добились. К этому времени задолженность по детским пособиям в стране превышала 30 миллиардов рублей. А теперь, согласно закону о разграничении полномочий между федеральным центром и регионами, вся ответственность за социальную поддержку семей с детьми, детей-сирот, беспризорных перекладывается на регионы. На их усмотрение отдается вопрос: платить ли детское пособие или нет? Кроме того, вообще отменяются социальные стандарты для детей. Я, конечно, проголосую против этого.
Андрей ИСАЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике:
- Мы будем настаивать, чтобы с 2006 года те категории граждан, которые будут получать "социальный пакет", смогли выбирать - получать оговоренные в нем льготы "натурой" или деньгами. К сожалению, этот выбор невозможно предоставить сразу, с 2005 года: правительство просто физически не сможет опросить все 12 миллионов льготников, чтобы определить, сколько из них предпочтут деньги. Поэтому в будущем году пакет в обязательном порядке получат все.
В данном случае речь идет прежде всего о федеральных льготниках. В отношении регионов, я считаю, нужно обязать правительство принять следующую схему: если субъект Федерации решит, что и его льготники должны получать "социальный пакет", он должен заключить договор с федеральным правительством. В нем органы исполнительной власти субъекта оговорят, какой объем льгот войдет в местный "соцпакет" и сколько он будет стоить (цена не должна быть выше, чем в федеральном "соцпакете"). Правительство, в свою очередь, выступит гарантом выполнения этих обязательств. В частности, урегулирует межбюджетные отношения регионов таким образом, чтобы в региональной казне хватило средств на оплату льгот.
Татьяна ЯКОВЛЕВА, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья:
- Нас беспокоит то, что такой важный законопроект представлен практически без финансово-экономического обоснования. Хотелось бы видеть ясную картину на 2005 год, с которого начнутся преобразования, по объемам расходных обязательств бюджетов разных уровней в здравоохранении и обеспеченности этих обязательств доходами. Есть и другие опасения.
Монетизация льгот по лекарственному обеспечению - рискованный эксперимент, в который будет вовлечено все население нашей страны. Расходы на эти цели строго индивидуальны, их невозможно усреднять. Например, для граждан, страдающих редкими и тяжелыми заболеваниями, ежемесячные расходы на лекарства могут исчисляться тысячами. Отдельная проблема - лекарственное обеспечение детей-льготников. К решению вопроса о денежной компенсации этим детям следует подходить с особой осторожностью. Мы все знаем, что, к сожалению, родители не всегда действуют в интересах собственных детей и вполне могут потратить эти деньги на другие цели. Считаю, что для детей до трех лет и детей-инвалидов хотя бы на какой-то период должна быть сохранена действующая система лекарственного обеспечения.
КОМУ, СКОЛЬКО И ЗА ЧТО НАМЕЧАЕТСЯ ПЛАТИТЬ...
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР...
Героям России, Героям Советского Союза и Героям Социалистического труда (3500 рублей), инвалидам войны (2000), участникам войны (1500), участникам боевых действий (1100), жителям блокадного Ленинграда (1100), инвалидам первой (1400), второй (1000) и третьей (800) групп, детям-инвалидам и инвалидам детства (1000). Эти выплаты - компенсация за отмену ряда натуральных льгот: права на бесплатный проезд на пригородном и городском транспорте, бесплатные социально значимые лекарства, льготы на пользование телефоном, на санаторно-курортное лечение.
... и регионы
Ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным ("натуральными" льготами или деньгами - на усмотрение регионов; размеры компенсаций пока не определены), "чернобыльцам" (льготы по оплате ЖКХ), реабилитированным и больным психическими заболеваниями (оказание социальной поддержки), студентам (выплата стипендий), ВИЧ-инфицированным (льготные медикаменты), детям (ежемесячные пособия), инвалидам (льготы по оплате ЖКХ).
КРИМИНАЛЬНЫЕ МИЛЛИАРДЫ
Министр экономического развития и торговли Герман ГРЕФ, комментируя программу перехода от льгот к компенсациям в Ярославле, сказал, что претворять ее в жизнь надо быстро, за год, "и тогда через десять лет все уже благополучно забудут, что такая проблема вообще была". А пока, подчеркнул он, "вокруг льгот создался криминальный бизнес, где вращаются миллиарды рублей". По мнению министра, масштаб нецелевого использования этих и других средств прямо зависит от степени "прозрачности" чиновников, а коррупция, как выразился Греф, - это "родная сестра закрытости".
Евгений МУХТАРОВ, соб. корр. "Труда".
Ярославль.