УРОКИ ЦВЕТОДЕЛЕНИЯ

Тема экспорта в Россию "цветной" революции стала сегодня модной у некоторых политологов. Иные пророчат скорый приход и к нам "оранжевой беды". Насколько обоснованны такие прогнозы? Навис ли в действительности над Россией дамоклов меч "цветной" революции? Об этом на страницах "Труда" рассуждает известный социолог, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий ФЕДОРОВ.

- Валерий Валериевич, по какому адресу находится в России свой "майдан незалежности"? Применимы ли к современной российской действительности классические революционные предпосылки: "верхи не могут, низы не хотят"?
- На самом деле "цветоделение", которое происходило у наших соседей, назвать революциями можно только с очень большой натяжкой. Так, на Украине мы могли лицезреть верхушечный переворот антидемократического, по сути, характера, если иметь в виду под демократией выборность органов власти. Еще в меньшей степени на революцию похожи события в Киргизии. Там и в помине не было внятного политического протеста, за "разгневанный народ" выдали толпы мародеров, а романтичным термином "революция тюльпанов" облагородили конкурентную борьбу кланов за контроль над наркотрафиком.
Ситуация в России резко отличается от обстановки, сложившейся по ее периметру. Если на Украине, в Грузии и в Киргизии жертвами "цветных" революций пали совершенно непопулярные режимы, которые возглавляли лидеры с нулевым рейтингом, то у нас во главе государства стоит единственный по-настоящему популярный в стране политик. Объективно в России при всем при том у граждан наличествует определенное доверие к власти, нет сильной оппозиции и нет фигуры, вокруг которой она могла бы объединиться, - своего Саакашвили, Ющенко или Бакиева...
- А Михаил Касьянов? Каким может быть его рейтинг? Или социологи просто на свой лад используют ходовое в прессе прозвище Михал Михалыча: "Миша-два процента"?
- Сегодня его рейтинг микроскопический. Если перевести это веселое прозвище в социологическую плоскость, то сегодня это "Миша-ноль целых, одна десятая процента".
- Готовы ли наши соотечественники "выйти на площадь", подгоняемые, скажем, непопулярной монетизацией льгот, грядущей реформой ЖКХ?
- У всех переворотов последнего времени на территории бывшего СССР прослеживается одна общая закономерность - "спусковым крючком" к волнениям служили выборы. Соответственно, по меньшей мере до 2007 года - до следующих думских выборов - Россия может быть спокойна... А если серьезно, даже в самые тяжелые моменты последних 15 лет российской истории, когда за чертой бедности находилась половина населения, социологами не было отмечено каких-то значимых признаков, указывающих на то, что народ вот-вот поднимется на свержение власти.
Современный россиянин очень прагматичен и рационален, он не спешит облагодетельствовать человечество, а ищет собственный путь выживания в рыночной ситуации. Сейчас больше трех четвертей населения так или иначе адаптировалось к произошедшим переменам, к рынку и строит индивидуальное "светлое будущее". Безусловно, этому большинству не нужны великие потрясения и переделы собственности. У россиян - аллергия на бунты, они прекрасно понимают: при любой революции население страдает не меньше властной верхушки, а то и больше. Только законченные идеалисты и идиоты питают иллюзии, что итогом "цветной" революции станет перераспределение богатств в пользу бедных и обездоленных.
- Но и у нас уже появились свои доморощенные "оранжевые"...
- К счастью, по характеру и результатам деятельности российских "оранжевых" можно констатировать, что они скорее нацелены на осваивание бюджетов различных западных фондов, чем на реальную революционную деятельность. Здесь надо отметить еще одну российскую специфическую особенность. На Украине "оранжевые" победили потому, что прежняя, легитимная власть не прошла прививку хотя бы маленькой гражданской войной. Это когда правительство понимает, что лучше применить законное насилие к нескольким "народовольцам", чем допустить потрясения в масштабах всей страны. Россия такую прививку прошла. После 1993 года, я полагаю, никто из серьезных политиков не рассчитывает, что антиконституционные выступления смогут свергнуть власть в стране.
- Тогда кому выгодно запугивание грядущей революцией, кто хочет выдать желаемое за действительное?
- Контрэлите, которая не видит никаких для себя перспектив при спокойном, стабильном развитии политической ситуации к выборному 2007 году. Реальной угрозы "цветной" революции нет, но зато есть масса желающих погреть на этом жупеле руки. Причем существуют и те, кто готов обрядиться в оранжевые одежды, и те, кто не прочь сколотить политический и иной капиталец на борьбе с ветряными мельницами - полумифической "оранжевой угрозой". К сожалению, в России довольно много экономических и политических сил, которые не видят для себя возможности быстрого и, так сказать, естественного, "эволюционного" подъема вверх в существующих условиях распределения власти и собственности. Они у нас на порядок менее влиятельны, чем в других постсоветских странах, авторитет у населения у них практически отсутствует. Яркий пример - правые партии "Яблоко" и СПС, которые на прошлых выборах не смогли перепрыгнуть 5-процентный барьер. За прошедшие полтора года они продолжили свое падение и сегодня имеют в два раза меньший рейтинг, чем в 2003 году. Но к власти им вернуться хочется по-прежнему. Пусть не через выборы, пусть не самым демократическим путем...
Не стоит сбрасывать со счетов и немалые зарубежные силы, заинтересованные в смене курса в России. Это, как правило, неправительственные организации, фонды, мечтающие поспособствовать утверждению в России свободы и демократии по своим лекалам. Такие - большей частью заокеанские - "добрые дяди" сыграли большую обучающую и спонсирующую роль в подготовке к смене власти на Украине и в Грузии, отчасти - в Киргизии. Конечно, Россия для них - самый большой и лакомый кусок пирога.