ГЕННАДИЙ ОРЛОВ: "КОММЕНТАТОР НЕ ДОЛЖЕН ЗАСЛОНЯТЬ СПОРТСМЕНОВ"

Один из самых известных спортивных комментаторов Геннадий Орлов в беседе с корреспондентом "Труда" поделился секретами профессии.

- Геннадий Сергеевич, как правило, вы ведете репортаж в одиночку. А доводилось ли это делать вдвоем? Как вы относитесь к подобной современной практике?
- Случалось, работали и дуэтом. Я вел репортажи вместе с Олегом Жолобовым на Евро-1996 и на чемпионате мира 1994 года. В прошлом году - с Владимиром Маслаченко и Владиславом Радимовым. Впечатления от сотрудничества с этими людьми самые положительные. Но дело в том, что я сам играл в команде высшей лиги. Я мастер спорта по футболу. Так что я вправе считать себя футбольным специалистом из тех, кого себе в напарники приглашают комментаторы-журналисты. К тому же мне кажется, что некоторые из моих коллег перегружают телезрителя информацией, а также собственными эмоциями и измышлениями. Надо дать возможность болельщику пару секунд отдохнуть и самому поразмыслить над увиденным.
Кстати, наблюдая за работой зарубежных коллег, я сделал вывод не в пользу наших, российских комментаторов, которые заполняют собой все. Нельзя забывать, что главные действующие лица трансляции - спортсмены, а не мы, журналисты. Кстати, Николай Озеров и Евгений Майоров, которые сами добились выдающихся успехов в спорте, в репортажах никогда не позволяли себе поучительных и снисходительных интонаций в адрес игроков. А некоторые нынешние молодые сами не занимались спортом профессионально, но берутся поучать известных во всем мире спортсменов и их тренеров. И делают это бесцеремонно.
- Тем не менее бывали случаи, чтобы на вас обижались спортсмены и тренеры?
- Еще как! Например, после шумихи по поводу Денисова, якобы не желавшего играть за Россию, я вел телевизионную передача "Все о футболе", где сказал что приглашение Денисову поступало только в частном телефонном разговоре с Бородюком. И в форме, скажем так, далеко не официальной. И что же? Буквально через пару минут Бородюк до меня дозвонился и высказал обиды.
Кстати, я, человек из футбола, тем не менее стараюсь по мере возможности держать дистанцию в общении с действующими спортсменами и тренерами. Чтобы быть максимально объективным. И сам удивляюсь некоторым коллегам. Например, исполняет роль пресс-атташе какой-нибудь команды и при этом ведет репортажи о матче этой же команды.
- Как часто случаются у вас непроизвольные ляпы в репортажах? Говорят, Николай Озеров как-то выдал в прямом эфире: "Гол! Х...! Штанга!"
- Вот именно: говорят, обсуждают. Но никто этого не слышал. Потому что этого не было. И сам Озеров мне об этом говорил. Случалось, у него непроизвольно вырывались слова, не подходящие для широкой трансляции, но не те, о которых вы говорите. Хорошо помню: был случай с Евгением Майоровым, который ругался с техническим персоналом по поводу неисправностей аппаратуры, не подозревая, что его в этот момент в прямом эфире слушает вся страна.
И у меня случаются проколы, но постоянная связь с моим напарником, редактором Александром Кузьминым, позволяет обнаружить то, что я сам сгоряча не заметил, и исправиться. Запомнился ляп во время моего репортажа со встречи "Зенита" в аэропорту после победы в Кубке УЕФА. Кто-то в большой группе сотрудников - то ли техник, то ли милиционер - громко матерился, и звукооператорам полностью убрать из эфира многоэтажные тирады не удалось. После трансляции по этому поводу были большие подозрения в мой адресс. Но потом, внимательно прослушав звукозапись, все-таки установили, что брань вырывалась не из уст Геннадия Орлова.