— Не стесняйтесь спрашивать коллег, если чего-то не понимаете. Скажем, вы единственный россиянин в коллективе, состоящем из казахов. Вы можете не знать их национальных и религиозных праздников.

Спрашивайте — разумеется, в корректной форме. Прочтите несколько книг об истории народа, страны, религии, благо открытых источников сейчас достаточно. Когда люди видят, что вы интересуетесь их миром, они с симпатией и интересом будут относиться и к вам. Но это в большей степени относится к небольшим фирмам. Международные компании давно выработали простой механизм «уравнивания» сотрудников. Западная компания, неважно, к какой стране она приписана, будет культивировать западный корпоративный стиль общения. И неважно, кто — россияне или пакистанцы — будет в ней работать. Все подстроятся под стиль компании. То же самое относится и к азиатски фирмам. Только корпоративная этика и стиль поведения будут там заточены под свои стандарты.

Маргарита Каширина, руководитель программ Центра эффективных технологий экспресс-обучения «Реалистика»:

— Нужно быть благодарным возможности вплотную познакомиться с чужой культурой и традициями. Необходимо понять, чему именно вы можете научиться у этих людей. Но вы и сами можете быть примером для них. Вдобавок просто интересно расширить свой кругозор. Такой настрой снимает конфронтацию и позволяет экономить силы для реализации себя в деле. Если вы понаблюдаете за иностранцами в своей фирме, то заметите, что они могут быть более активными и трудоспособными. Они стараются использовать все возможности и стремятся быстро делать карьеру. Почему? Потому что им не на кого рассчитывать. У них рядом нет родителей, дома или семьи. Они в жизни действуют, полагаясь на себя. И это то, чему можно учиться, — рассчитывать на свои силы и использовать все возможности.

Юлия Садовская, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «Юнити»:

— Это вопрос этики, воспитания и образования человека. Если и с тем, и с другим, и с третьим все хорошо, то никаких проблем во взаимоотношениях с иностранцами не возникнет. Когда человек профессионал, абсолютно неважно, какой он национальности. В Москве нередки случаи, когда менеджерами по продажам, например, автомобилей являются жители Кавказа. И ничего в этом нет особенного. Главное не то, какого цвета у вас глаза или волосы, а то, какими навыками и способностями вы обладаете. Этика корпоративных отношений интернациональна. Она поможет сгладить все острые углы. На собеседовании с работодателями и рекрутерами не надо акцентировать внимание на национальном вопросе: «пятый пункт» давно отменен. Если вы заострите внимание на своем происхождении, то, скорее всего, вас просто не поймут. Вопрос этот не имеет никакого отношения к профессиональным качествам.

Личный опыт

Эдгард Запашный, Дрессировщик

В Венгрии мы с братом работали вместе с венгерскими и кубинскими акробатами. Довелось выступать и с китайскими циркачами. Полгода мы провели в Казахстане. Я ходил там в секцию бокса и большую часть времени проводил с казахами. И белой вороной себя не чувствовал.

Антиправила

Чего не стоит делать, работая с иностранцами

1. Не наступайте на их больные мозоли. Если вы работаете в одной компании с немцами, не надо поздравлять их с 9 Мая. Туркам не стоит напоминать каждый раз о победах Нахимова. Совсем не факт, что видение истории и ее оценка со стороны коллег-иностранцев совпадут с вашим мнением.

2. Старайтесь не касаться тем, связанных с религией, расовой нетерпимостью, не заводите разговоров о политической ситуации в стране, с гражданами которой вы работаете вместе.

3. Не допускайте унизительных отзывов о гражданах других государств. Если вы работаете вместе с японцами, это не означает, что нужно ругать англичан или таджиков.

4. Не пытайтесь приучить иностранцев к русским обычаям и традициям, тем более если эти традиции и обычаи псевдонародные. Ваш искренний порыв может быть расценен как оскорбление.

5. Поставьте себя на место иностранца и не делайте того, что могло бы не понравиться вам.