02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76


ПАРИЖ СТАНЕТ "БУМАЖНЫМ"

Седов Ярослав
Статья «ПАРИЖ СТАНЕТ "БУМАЖНЫМ"»
из номера 119 за 02 Июля 2008г.
Опубликовано 01:01 02 Июля 2008г.
Завтра в Большом театре состоится премьера балета "Пламя Парижа", созданного по мотивам шедевра хореографа Василия Вайнонена. Этот спектакль был одним из главных театральных манифестов советской идеологии, а заодно воплощением самых прогрессивных хореографических идей эпохи.

Балет был поставлен в 1932 году в Ленинградском государственном театре оперы и балета (как называли тогда Мариинский) к 15-летию Октябрьской революции, а в следующем году перенесен в Большой театр. Либреттист Николай Волков, художник Владимир Дмитриев, композитор Борис Асафьев, режиссер Сергей Радлов и балетмейстер Василий Вайнонен заимствовали сюжет из романа Феликса Гра "Марсельцы", посвященного событиям Великой французской революции. На протяжении четырех действий крестьяне, возмущенные притеснениями аристократов, поднимали восстание, штурмовали королевские дворцы, казнили вельмож и отплясывали на празднике победы под звуки "Марсельезы" и "Карманьолы".
В музыке были использованы темы революционных песен и произведений любимых композиторов французского двора. В декорациях воспроизводились грандиозные перспективы парижских площадей и версальских залов. Но самым впечатляющим оказалось танцевальное действо - море разнообразных массовых сцен, от брутальных сражений до кружевных фигур придворного балета. Главным героем спектакля стал революционный народ. Сольные партии в исполнении легендарных звезд - Чабукиани, Семеновой, Дудинской, Сергеева, Лепешинской были прописаны выразительно и насыщены рекордными по сложности трюками, но лишь оттеняли и подчеркивали неукротимую мощь пляшущих толп.
В новой версии Алексея Ратманского, представленной прессе накануне премьеры, все будет наоборот. Революционные толпы лишатся романтической привлекательности и вместо борцов за справедливость окажутся сбродом пьяных мародеров. Главными героями станут две пары влюбленных: марселец Филипп и крестьянка Жанна, которых ждет счастливая свадьба и прославленный на балетных конкурсах виртуозный классический дуэт, а также крестьянин Жером и дочь маркиза Аделина, которая попадет под гильотину.
Вместо плясок Вайнонена будет хореография Ратманского: от первоисточника оставлено лишь несколько фрагментов. Вместо брутальной живописи Владимира Дмитриева, с трудом обуздывавшего свой темперамент экспрессиониста ради советского "реализма", на сцене будет бесцветная графика. Сценографы Илья Уткин и Евгений Монахов в свое время прославились "бумажной архитектурой" (проектами, оставшимися в чертежах, поскольку построить по ним здание было в принципе невозможно). На сей раз причудливых зданий сценографы не придумывали и нового для себя изобразительного стиля - тоже. Историческую точность обеспечат костюмы Елены Марковской.
В спектакле занято более 140 артистов, в центральных партиях - все юные звезды труппы во главе с Наталией Осиповой, Иваном Васильевым, Анастасией Меськовой. А в роли королевы Марии-Антуанетты - народная артистка СССР Людмила Семеняка.
РЕПЛИКА
Никита Вайнонен, Сын хореографа "Пламени Парижа" Василия Вайнонена:
- Мне иногда доводится слышать, что мой отец Василий Вайнонен якобы был любимцем Сталина. Это легенда. Его балеты хоть и пользовались успехом, но все, кроме "Щелкунчика", были сняты с репертуара, а сам он был практически сослан в Сибирь. К счастью, не репрессирован: его отправили руководить Новосибирским театром оперы и балета. Но все равно: с любимцами так не поступают. А "Пламя Парижа" Сталину действительно нравилось, я часто видел его в ложе. Говорят, посмотрев первый раз, Сталин спросил: "А этот спектакль награжден премией моего имени?" Ему ответили, что нет. И он якобы покачал головой: "Это ошибка". На следующий же день отцу сообщили о награждении Сталинской премией.
Михаил Лавровский, Народный артист СССР:
- На мой взгляд, Василий Вайнонен был самым талантливым среди классиков советской хореографии середины ХХ века, поколения предшественников Григоровича. Он гениально сочинял танцы. Мне повезло быть исполнителем главной партии Филиппа в балете "Пламя Парижа" в 1960-е годы. Это был спектакль со множеством ярких образов, сюжетом, в котором личные судьбы сплетены с историческими событиями, гармонией и мощью всех компонентов - музыки, живописи и танца. Отдельные номера, например танец басков, - это шедевры. Не случайно в Испании этот танец в свое время приняли за подлинно фольклорный.


Loading...








В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников