Елена Образцова: "Мой авантюризм еще ни разу меня не подводил"

Она - первая из советских примадонн, которая добилась мировой славы, не порывая с Большим театром и не эмигрируя. Непревзойденная Кармен, Амнерис, Далила, Азучена... Ленинградка-блокадница, Герой Социалистического Труда. Одна из красивейших женщин России. Все это - Елена Образцова, которая накануне юбилея ответила на вопросы "Труда-7".

- Полгода назад, на предыдущем нашем интервью, вы обещали к дню рождения похудеть вдвое и поставить шикарную оперу, которую, впрочем, не назвали.

- Похудела. Зимой не могла - предстояла большая, тяжелая концертная программа из оперных арий, для которых нужны силы и вес. А к лету посидела на диете. Насчет оперы - мечтаю поставить "Царскую невесту" и "Кармен". Но у меня ведь нет своего театра. О нем тоже мечтаю.

- Одно время вы говорили, что сделаете "Кармен" под открытым небом, в живых декорациях Петергофа.

- Это было бы просто гениально, но мне хотелось, чтобы режиссером стал Дзеффирелли, но он пока не может - неважно себя чувствует.

- Вы ведь с ним делали "Сельскую честь".

- Не только - "Бал-маскарад" в "Ла Скала", "Кармен" в Венской опере. Гениальный постановщик, большой художник - сам рисует все декорации, костюмы. Очень его люблю, мы пишем друг другу нежные письма. Спонтанный человек, фантазер - какие наводки на роли он мне давал! Помню, очень долго объяснял, какой ему видится Кармен. Я даже устала, говорю: ты можешь одним словом сказать, чтобы я поняла? И он меня укусил! До меня сразу дошло, что это такая черная пантера, которую все хотят и все ее боятся. Тут же скинула туфли, почувствовала себя зверюшкой и стала петь босиком.

- Каково это - стоять на одной сцене с великими: Паваротти, Гяуровым, Френи?

- Чем больше масштаб человека, тем он проще. Мы очень дружили, например, с Колей Гяуровым, царствие ему небесное, с его женой Миреллой Френи. Когда у меня была кризисная ситуация с пением (в 50 лет у женщин происходит гормональная перестройка, почти все певицы заканчивают в этом возрасте петь) и я думала завершать карьеру, Мирелла два часа уговаривала меня не делать этого. Говорила: так у всех, надо заставить себя сесть за рояль, напрячь волю и начать все сначала. Что я и сделала. Можно сказать, Френи подарила мне еще 20 лет пения и счастья.

- Что за история произошла, когда вас не пустили в "Ла Скала" на запись "Реквиема" Верди?

- "Реквием" - одна из моих лучших работ, я пела его много раз и очень хотела записать с дирижером Клаудио Аббадо, которого уговаривала года два-три. Наконец мне от него передали, что можно писать. Наши чиновники взяли мне билет в Милан. Прилетаю, на следующее утро иду в "Ла Скала" и слышу, что запись уже идет, а мою партию поет Ширли Верретт (знаменитое американское меццо-сопрано. - "Труд-7"), которая к тому времени уже пела как сопрано. Она меня увидела и очень смутилась: "Элена, Элена, я не знаю, почему, мне сказали, что я срочно должна тебя заменить:" Оказалось, какой-то советский чиновник не дал телеграмму (скорее всего, забыл), разрешающую запись, а без нее Аббадо, согласно контракту, не имел права со мной работать. Ждать, пока чиновник опомнится, было некогда, на запись отпустили всего два дня: Как я тогда рыдала, даже хотела остаться на Западе. Спас Женя Нестеренко - стал кричать, чтобы я прекратила истерику: На следующий день был грандиозный гала-концерт в "Ла Скала". Мы с Доминго исполняли сцену судилища из "Аиды". И когда подошел момент проклятья жрецам: "Anatema su voi" ("Проклинаю вас"), я проклинала наших чиновников. Когда сцена закончилась, в зале воцарилась мертвая тишина, просто черная дыра какая-то, а потом весь театр нас приветствовал стоя.

- У вас удивительное свойство - не тушеваться ни в каких ситуациях. Например, вас, молодую певицу, в 1964-м зовут в Большой театр, и вы не моргнув глазом говорите, что знаете весь русский репертуар. Ну авантюризм же!

- Но он меня еще ни разу не подводил. Мой принцип - никогда ни от чего не отказываться. Хотя ситуации бывали очень стрессовые. Например, пою в нью-йоркском театре "Метрополитен" "Самсона и Далилу". Звонок, спрашивают: на какой рейс брать вам билет в Кливленд? Я поинтересовалась: по какому поводу? Говорят: у вас через три дня запись 9-й Симфонии Бетховена с дирижером Лорином Маазелем, вы не забыли? Отвечаю: конечно нет. Хотя первый раз об этом слышу - видно, опять какой-то чиновник забыл предупредить. Ну что, за три дня и три ночи выучила.

- Вы такой заводной раздольный русский человек. Никогда на жизненных дорогах вас не "заносило"? Скажем, где-то на гастролях за вами решил приударить местный красавец.

- Я слишком любила своих мужей - и первого, Славу Макарова, чью фамилию носит моя дочь, и второго, Альгиса Жюрайтиса, дирижера Большого театра, к сожалению, так рано ушедшего из жизни. Видимо, люди это чувствовали, и у меня не было назойливых поклонников.

- Как относитесь к упорству, с которым Монтсеррат Кабалье по-прежнему выходит на большую сцену?

- Это сложный вопрос. Для артиста, всю жизнь проработавшего на сцене, отказаться от нее - геройский поступок. Людей, способных на это, совсем немного. Что до меня, то мне оперу петь не хочется. Не скажу, что голос стал хуже или верхние ноты я потеряла. Все это есть, но уже не хватает сил на длинные фразы. Однако камерную музыку бросать не собираюсь. Нашла новые краски в голосе - например, "пиано", которого у меня не было, когда пела убойные оперные партии. С удовольствием пою французскую, немецкую музыку, где все эти тонкие градации очень нужны.

- Вы - редкая женщина, которая не скрывает, что делает пластические операции.

- Ну а как вы думаете, можно в 70 так выглядеть? Но главное не в этом. Нужно жить в состоянии любви. А в моей жизни любви много. Люблю молодых артистов, приезжающих на мой конкурс. Люблю своих подруг Алису Фрейндлих, Тамару Синявскую, Маквалу Касрашвили, замечательного пианиста Важико Чачаву, с которым много лет у нас ансамбль. Люблю свой сад - когда мне хорошо или, наоборот, плохо, подхожу к деревьям, глажу их, разговариваю. Люблю собачек, их у меня четыре: старшая - рыжая пуделиха Даша, ей 17 лет, она вроде няньки для младших. Потом Кармен - та самая, с которой мы ездили в Испанию, она там настолько приглянулась режиссеру, что он попросил выходить с ней на сцену в "Пиковой даме". Ей выписали пропуск "Кармен Образцова, артистка" и определили гонорар - 150 граммов мяса за спектакль. Следующая по возрасту - ее дочка Мюзетта, у которой полгода назад родился беленький карликовый пуделечек Мишель. Вот он сейчас передо мной, вылитый его папа Павлик: Ну а главная любовь, конечно, внук Саша и дочка Лена. Они живут в Испании, но видимся довольно часто. У Саши две страсти: компьютеры и баскетбол.

- Одно время судачили: Образцова насильно сделала свою дочь певицей.

- Вот уж совсем наоборот. Мы с дочкой всегда ссорились, она хотела быть певицей, а я ей говорила: никогда! Потому что знаю, какой это тяжелый, часто неблагодарный труд. Но в этом году впервые могу сказать, что испытала полное удовлетворение на ее концерте в Барселоне. Леночка замечательно пела, и я счастлива, что она выступит на моем юбилее.

- Где отпразднуете?

- Осенью будет классический концерт в Большом театре. Потом, как обычно, уеду на три месяца в Японию - преподавать. В декабре - капустник в Колонном зале. Ну а в сам день юбилея, 7 июля, выйду на сцену Михайловского театра. Питер - моя родина, там блокаду перенесла, училась в школе, консерваторию окончила, и поэтому хочу свое 100-летие (смеется) справить в Петербурге.

Наше досье

Елена Образцова
, певица.

Родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. Еще студенткой консерватории была приглашена в Большой театр. В 1970 году выиграла конкурс имени Чайковского. Работала в театрах "Ла Скала", "Метрополитен-опера", "Лисео" и др. Снялась в музыкальных фильмах "Моя Кармен", "Веселая вдова". Народная артистка СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1990).