Слыхали, Антонову сняли! Как какую? У нас одна Антонова, которая Ирина Александровна...

Министр культуры РФ Владимир Мединский и бывший директор Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина Ирина Антонова. Фото: РИА Новости

Министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что Ирина Александровна Антонова, директор музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, уходит со своего поста


И хотя это абсолютная правда, воспринимается сказанное вослед как-то дежурно. Может, потому что трудно в принципе найти слова вровень со всем сделанным Антоновой.

То, что пора подводить итоги, многим стало понятно после прямой линии президента страны, где Ирина Александровна высказалась в том ключе, что Эрмитаж должен вернуть в столицу уникальную коллекцию Щукина и Морозова, которую сталинским постановлением разделили между двумя музеями. Резкая, далекая от джентльменства отповедь главного хранителя Эрмитажа... Но уже после той дуэли Антонова была назначена главным куратором всех государственных музеев России. Но вот сегодняшняя новость, как мне кажется, эхо того выступления нашей легенды. Особенно если вспомнить, что ей 91. Многие же с этого и начинают разговор: «А вы знаете, сколько ей лет?»

Хочется, как в фильме «Место встречи изменить нельзя», сказать: «А вы побегайте с ней наперегонки!» В одном из интервью с ней я посмела обмолвиться о ее возрасте: «Ирина Александровна, скажем прямо, уже не на ярмарку едете, а с ярмарки…» И не успела договорить, как она меня перебила: «Ни с какой ярмарки я не еду, у меня еще столько планов!» И это было так: после этого она привезла в Пушкинский выставки Рафаэля, Караваджо, Тициана… Ну кто бы, кроме нее, такое совершил? Думаю, никто. Потому что больше ни у кого в мировом музейном сообществе нет такого авторитета. Она музейный эталонометр. 

Звоню самой Ирине Александровне: «Вы сами ушли? Вам намекали? Лошак рекомендовали сами?» Ирина Александровна бодра и улыбается – за годы общения с ней я научилась видеть ее улыбку, не видя лица. Отвечает по пунктам:

– Заявление подала сама. Намекать, конечно, намекали, лет-то мне много, как вы знаете. Да, Лошак я выбрала из того списка, что мне был предложен. Что буду делать теперь? Мне предложено остаться президентом – как это бывает в подобных случаях. Я им буду. И на службу ходить буду – не привыкла есть хлеб даром. И еще смогу вернуться к давней мечте: написать книгу об истории Пушкинского музея.

Осталось только представить нового главного хранителя ГМИИ имени Пушкина. Марина Девовна Лошак родилась в Одессе в 1955-м, окончила Одесский государственный университет по специальности «классическая филология». С 1999 по 2003 год занимала должность директора Московского центра искусств на Неглинной. В 2007-м открыла на «Винзаводе» собственную галерею «Проум», в 2012-м заняла должность арт-директора музейно-выставочного объединения «Столица».

Голоса

Марина Лошак, новый директор ГМИИ имени Пушкина

Мы с Антоновой смотрим в одном направлении

— Я рада этому назначению, но волнуюсь, как и все, кто работает в Пушкинском музее, особенно Ирина Александровна. Я думаю, что мы с ней смотрим в одну сторону. Конечно, это назначение — дикий груз. Нужно обязательно продолжать богатую выставочную деятельность, а также расширять музей — делать музейный город, музейный квартал, то есть реализовывать те планы, которые уже были намечены и правительством, и музеем. Это большая ответственность. Кроме того, я считаю, что в музейные стены должно проникнуть современное искусство. Если вы посмотрите на вековую историю музея, то поймете, что современное, авангардное искусство абсолютно точно вписывается в традицию ГМИИ. Я считаю, что такое обогащение пойдет на пользу и музею, и зрителям.

Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы

Марина Лошак проработала планы Манежа на ближайшие два годы, мы будем им следовать

— Буквально год назад я назначил Марину Лошак на пост арт-директора крупнейшей выставочной площадки столицы — МВО «Манеж». За это время ей удалось полностью изменить концепцию функционирования ЦВЗ «Манеж», ВЗ «Новый Манеж», выставочного зала «Рабочий и колхозница». В Манеже перестали торговать шубами и стали рассказывать о современном искусстве. Марина проработала планы Манежа на ближайшие два года, и мы будем им следовать. Я желаю Марине успехов на новом посту, уверен, что у нее все получится. Что касается выставочного объединения «Манеж», то оно не обезглавлено. Продолжает работать директор «Манежа» Ирина Толпина, а Департамент займется поиском кандидатур на должность арт-директора.

Наталия Сиповская, директор Государственного института искусствознания

В лице Марины Лошак мы имеем культурного лидера, а не так называемого эффективного менеджера

— Могу только приветствовать назначение на пост директора ГМИИ имени Пушкина Марины Лошак — человека, который зарекомендовал себя созданием серьезных выставочных институций, в их числе — Московский центр искусств на Неглинке, галерея «Проун». Недавно ей удалось реализовать масштабный проект преобразования выставочной политики Москвы, которую проводит возглавляемое ей музейно-выставочное объединение «Столица». Под ее эгидой осуществились интересные инициативы в Центральном выставочном зале «Манеж» и в пространстве комплекса «Рабочий и колхозница». Всегда ценила Марину Девовну за редкую продуктивность и оригинальный подход к выставочным проектам — как по идее, так и по способам реализации. Среди них было немало проектов, обеспечивающих сотрудничество государственных музейных структур с частными коллекционерами и независимыми кураторами.

Приветствую назначение М. Лошак еще и потому, что во главе ведущего музея страны стал человек, которого можно охарактеризовать с помощью современного определения «культурный лидер». Именно такой человек может определить идеологию развития музея. В противовес так называемым «эффективным менеджерам», он будет упирать не на оптимизацию деятельности ГМИИ, а на выработку новой идеологии, которая позволила бы сделать политику музея более эффективной и современной.

Леонид Бажанов, художественный руководитель Государственного центра современного искусства

Специалист по средневековому искусству был бы здесь менее уместен

— Это неплохо. Ирина Антонова блестяще сделала свое дело, вполне убедительно сыграла огромную роль в жизни российского и международного музейного сообщества, теперь может себе позволить отдохнуть. Однако, зная Ирину Александровну с ее энергией, нетрудно предположить, что она скорее пожелает переключиться на другой вид деятельности — представительские функции, написание книги и т.д.

Марина Лошак — человек не только новой генерации, но и новой формации: не классический музейщик, а куратор и арт-менеджер. Она обладает редким опытом соединять традиционные формы визуального искусства с совершенно иными, например, с народным искусством. Есть у нее и управленческий опыт — в ее активе целая конгломерация небольших, а затем и очень крупных выставочных пространств. Я приветствую назначение Лошак на пост директора ГМИИ. Из тех кандидатур, которые назывались в качестве преемника Антоновой (зам. директора ГМИИ Андрей Толстой, руководитель отделения Sotheby’s в России и СНГ Михаил Каменский, зам. генерального директора музеев Кремля Зельфира Трегулова. — «Труд»), эта — самая оптимальная. На мой взгляд, принято хорошее решение. На вопрос, справится ли Марина с новой работой, я отвечаю с уверенностью: справится. Человек образованный и интеллигентный, она без труда найдет общий язык с музейщиками; надеюсь, в ГМИИ не возникнет разногласий и противоречий.

Что касается задачи реконструкции и создания музейного городка, думаю, в подобной ситуации специалист по искусству средних веков был бы менее адекватен. У Лошак есть опыт. Так, она не дрогнула, получив назначение на должность арт-директора МВО «Столица», и оперативно, за два месяца разобралась с огромным хозяйством: «Манеж», «Рабочий и колхозница», еще целый ряд выставочных залов.

Несомненно, политика ГМИИ будет обновлена. Надеюсь, там в большем масштабе станет фигурировать современное искусство. Не стоит бояться появления нового молодого директора в классической, достаточно консервативной на сегодняшний день институции. Надо с благодарностью отнестись к тому, что сделала Ирина Антонова, и смотреть с надеждой в будущее.

По поводу догадок о том, что отставка Антоновой спровоцирована скандалом вокруг недавно высказанной ею идеи возрождения Государственного музея нового западного искусства, ликвидированного в 1948 году... Возможно, частично они обоснованны, но не исключено, что это совпало по времени с ее собственным решением о переключении на иную сферу деятельности. Вероятно, в той ситуации было не совсем корректно обращаться непосредственно к президенту страны, то есть идти на поклон к царю, — вместо того, чтобы инициировать обсуждение своего почина прежде всего в музейном сообществе. Сама же идея воссоздания ГМНЗИ не привела бы к возрождению разрушенной в сталинские годы высокой традиции, а, напротив, предполагала возврат к большевистской традиции революционных перестроек. Новоделы в сфере культуры не нужны, их и так чересчур много. Если уж убили тот выдающийся музей, теперь он мертв. Вряд ли стоит реанимировать труп. Историческую память надо хранить, но другими способами, для этого есть различные формы: выставки, книги, научные конференции.

 



В Госдуме предложили восстановить прежний пенсионный возраст для жителей Дальнего Востока. Ваше мнение по этому поводу.