Мегапроект «Моя улица» получил высокую оценку профессионалов

Главная задача проекта – создать комфортную городскую среду для жителей Москвы

Завершился Московский урбанистический форум, который проходит уже шестой год и традиционно становится знаковым событием для специалистов. Признанные эксперты в области урбанистики, градостроительства и архитектуры, приехавшие в столицу со всего мира, в процессе обсуждения выработали единую позицию в отношении приоритетов городского развития, а также детально рассмотрели проекты, реализующиеся в городе. В частности, высокую оценку профессионального сообщества получил мегапроект благоустройства «Моя улица».

Один из стендов, работавших на форуме, полностью посвящался этой программе. По словам руководителя службы по связям с общественностью и СМИ департамента топливно-энергетического хозяйства города Кристины Титовой, «здесь мы постарались показать, ради чего сейчас москвичи временно терпят неудобства и что будет в городе, когда реализация программы «Моя улица» завершится». На стенде была представлена полная информация о множестве инженерных и коммунальных систем Москвы, проделанной и предстоящей работе по благоустройству, а также исследование, проведенное по заказу правительства Москвы конструкторским бюро «Стрелка».

Напомним, главная задача мегапроекта «Моя улица», стартовавшего в 2015 году, - создать комфортную городскую среду и сделать город местом, удобным для жизни. Причем реконструкция каждой улицы – это уникальный проект, разработанный лучшими архитекторами Москвы, Санкт-Петербурга и городов Европы. Так, в 2015 г. строители обновили 47 улиц – в общей сложности это 147 км пешеходного пространства, а также создали 60 дополнительных пешеходных переходов в центре города и на 44 центральных улицах установили более 1 тыс. фонарей, которые воссоздали по старым чертежам. В этом году в программу вошли 52 улицы, расположенные в историческом центре столицы, и семь въездов в Москву - на пересечении МКАД с вылетными магистралями. Кроме того, в рамках проекта предстоит благоустроить 49 парков и 14 рекреационных территорий.

«Если сравнить опыт работы прошлого года и нынешнего, мы учли все ошибки и недочеты и сегодня наши подрядчики работают темпами, опережающими предыдущий год примерно на полтора месяца», - подчеркнул Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства. По мнению эксперта это свидетельствует о том, что была проведена необходимая подготовительная работа. «В первую очередь были отработаны и утверждены стандарты благоустройства, типология улиц, типовые решения тех или иных элементов, - объяснил он. - Отработаны решения по элементам городской мебели, уличному освещению. Мы вовлекли в эту работу отечественную промышленность по отработке и выпуску камня, бордюра, по устройству канализации».

Эксперты отмечали, что обновленные и благоустроенные улицы предоставляют новые возможности для развития бизнеса в столице, а также способствуют развитию торговли, услуг и туризму. Кроме того, после реконструкции минимум в два, а иногда в четыре-пять раз увеличивается число пешеходов, больше становится велосипедистов, появляются новые кафе, рестораны и магазины, создаются возможности для проведения массовых фестивалей и городских праздников.

Плюс ко всему удобнее становятся наземные маршруты общественного транспорта в центре города. Например, после завершения работ шесть автобусов и троллейбусов смогут пересекать Садовое кольцо насквозь, а два сквозных проезда со светофорами будут организованы только для общественного транспорта. Среди других нововведений – восстановление прямых проездов с Большой Никитской улицы на Баррикадную и с Долгоруковской на Малую Дмитровку. Уже в этом году трассы троллейбусов № 3, 47 и 79 и автобусов № 6, 39 и 64 «выпрямятся», за счет чего время в пути сократится. Например, пассажиры автобуса № 64 и троллейбуса № 79 сэкономят до 15 минут благодаря устранению петли длиной больше 2,5 километра.

Как подчеркнул заммэра Москвы, руководитель столичного транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, современный общественный транспорт должен курсировать без задержек и по максимально прямой трассе - только в этом случае им захотят пользоваться пассажиры. «В Москве постоянно совершенствуется организация движения, а общественному транспорту предоставляется приоритет, - рассказал он. - Открытие на Садовом кольце новых сквозных проездов для общественного транспорта - важный шаг в данном направлении и необходимая мера для улучшения качества работы маршрутов».

По словам архитектора Дарьи Парамоновой, Садовое кольцо состоит из 18 улиц и 18 площадей. «Это страшно разрозненное, разделяющее город пространство, - отметила она. - Чтобы Садовое стало полноценной городской улицей, а не магистралью, необходимо поработать с транспортной схемой, необходимо менять приоритет от автомобиля к общественному транспорту». По мнению эксперта, делать это нужно сбалансировано. «Функциональной идеей по улучшению экологического фона для нас стало возвращение садов и зелени в это пространство, - ввела в курс дела специалист. - Третьим важным пунктом для нас стала активизация знаковых территорий. Площади являются точками притяжения, для нас было важно подчеркнуть эту уникальную среду».

Отметим, работа по реконструкции городских улиц идет в тесном контакте с москвичами, которые высказывают свои предложения и замечания. Одна из важных проблем – передвижение маломобильных граждан. Урбанисты отмечают, что даже плохой водосток может помешать людям с физическими особенностями здоровья свободно перемещаться по городу. «На основе этих жалоб принимались технологические решения и вкладывались в техническое задание на проектирование», - рассказал мэр Москвы Сергей Собянин, посетивший форум.

Кстати, уже больше миллиона человек участвовали в обсуждении программы реконструкции на портале «Активный гражданин». В 2016 году проекты благоустройства улиц поддерживают 86% «активных горожан». Известно, что полностью она завершится в сентябре - на полтора месяца раньше, чем в 2015 г. А в 2017 году и 2018 году, по словам градоначальника, работы на центральных улицах Москвы продолжатся. Он также добавил, что в рамках реконструкции улиц будут соблюдаться интересы как водителей, так и пешеходов.

В будущих планах городские власти учтут рекомендации экспертного сообщества, высказанные в рамках Московского урбанистического форума. Основной темой этого года стало изучение динамики, стимулов и технологий развития быстрорастущих мегаполисов современного мира. Кстати, если в прошлые годы форум в основном проходил в виде панельных дискуссий, то сейчас приоритет отдан «мозговому штурму». За счет этого удалось расширить спектр рассматриваемых на мероприятии вопросов. Среди звездных спикеров, принявших участие в его работе, были мэры и представители властей Берлина, Лондона, Барселоны, Нью-Йорка, Тель-Авива, Риги, Пекина, Осло, Будапешта и других, а также известные архитекторы и урбанисты, среди которых Антонио Бельведере, Каталин Галлас, Кенго Кума, Петр Лоренц, Энтони Таусенд, Хьюго Примус.

Подчеркнем, что для городских властей всегда было важно развитие потенциала человека. Поэтому в столице активно строятся социальные объекты: образования, культуры, спорта, а также создаются комфортные городские пространства. Чтобы лучше понимать, как должна расти и развиваться Москва, необходимы подобные дискуссионные площадки, нужна обратная связь с конечными потребителями услуг мегаполиса – горожанами. В будущем москвичи также смогут наряду с экспертами принять непосредственное участие в обсуждении планов развития столицы и выступить со своими инициативами.