Потянулись в автосалоны: спрос на машины достиг уровней прошлого июня

На долгосрочном горизонте позитива ждать не стоит, предупредил экономист

Автодилеры сумели нарастить уровень продаж машин до показателя 2019 года. На это повлияло два главных фактора: отложенный из-за коронавирусных ограничений и кризиса спрос и расширение мер господдержки автомобильной отрасли, пишет газета «Ведомости». Но годовой прогноз по продажам железных коней оставляет желать лучшего, предупредил экономист.

Очередь в салоны

Цифры по реализации автомобилей в июне сопоставимы с июнем 2019 года, рассказал представитель автодилера «Рольф». При этом лучше, чем в прошлом году продаются авто с пробегом, уступает им в этом новая техника. Но, как утверждает директор по маркетингу компании «Авилон» Андрей Каменский, продажи новых авто зафиксировались на отметках июня 2019 года, машины с пробегом отстают на 4%. 

«Мы ожидали, что, наверное, покупательского спроса не будет, что шоурумы будут пустовать. Оказалось, что у людей деньги остались и они готовы приобретать автомобили сейчас», - сказал BFM.ru руководитель отдела продаж «Авилон.Volkswagen» Михаил Васильев. Такая ситуация продлится до августа, а потом будет спад: «2020 год не обещает нам хороших продаж», считает он. Спрос россиян активный, и даже немного выше прошлогоднего, заявил и президент «Фаворит моторс» Владимир Попов.
 
В Северной столице автосалоны открылись на неделю позже московских, поэтому продажи ниже прошлогодних на 20%. Но у потребительской активности хорошая динамика, говорит гендиректор ГК «Аларм-моторс» Роман Слуцкий. 
 
По словам представителей отрасли, автосалоны уже сталкиваются с дефицитом техники: сказывается простой заводов из-за коронавируса, планы по производству и поставкам сдвинулись. Положение с дефицитом разрешится в течение двух-трёх месяцев, отметил президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев. В каком-то смысле дефицит даже благо, считает он: переполнение складов в это время было бы для дилеров крайне нежелательным. 
 

Рука государства

Главная заслуга в оживлении спроса принадлежит госпрограммам, сказал TRUD.RU ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. Хотя сыграли свою роль рекордное снижение ключевой ставки до 4,5% и отложенный спрос граждан.
 
С 1 июня Минпромторг обновил льготные программы автокредитования. Диапазон скидок на авто составляет от 10% до 25%, а предельная стоимость машины в рамках льгот достигла 1,5 млн рублей. Самая высокая скидка – 25%, доступна жителям Дальнего Востока (можно даже с пометкой о временной регистрации). Инициатива касается только марок ВАЗ, Renault, Сhevrolet, Volkswagen, Skoda, Kia, Hyundai, произведённых в России. 
 
Программа «Первый автомобиль» предполагает скидку для тех, у кого прежде не было транспортного средства. «Семейный автомобиль» даёт возможность упростить покупку авто для семей с одним ребёнком, а не с двумя и более – как прежде. Также с 1 июня могут рассчитывать на льготы сотрудники государственных медучреждений и те, кто готов сдать технику старше 6 лет по программе «Трейд-ин».
 
«В целом по году прогноз неудовлетворительный. Мы видим только всплеск: кроме перечисленных факторов, люди просто хотят в тёплое время приобрести автомобиль и этим разнообразить свой отпуск в России, пока с границами ситуация под вопросом», - предупредил Масленников. Важно помнить и о том, что спрос растёт на низкобюджетный сегмент: китайская техника уже начала теснить конкурентов из Южной Кореи, нечего и говорить о премиальных брендах.
 
«Спрос на машины остаётся важным индикатором роста или падения доходов граждан, но сейчас надо обращать внимание и на иные маркеры: например, продажи гаджетов», - сказал эксперт.
 
Ажиотаж спроса связан как с господдержкой, так и с трёхмесячным простоем на производствах, соглашается главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. «Если ажиотаж схлынет, то к сентябрю ситуация придёт в норму», - считает он (цит. Nation News). Производство и поставки – дело некоторого времени, под угрозой долгосрочный спрос. «Говорить о том, что у нас будут или есть проблемы с автомобилями я бы не стал. У нас сейчас будут проблемы со спросом на автомобили», - прогнозирует Кадаков.
 

Надежды Минпромторга

Продажи автомобилей вернутся к докризисному уровню в 2021 году, заявил на днях журналистам глава Минпромторга Денис Мантуров. Производство и продажи машин в России из-за кризиса упадут как минимум на 15%, заявлял также чиновник. 
 
В прошлом году Россия произвела 1,5 млн легковых авто и 156 тысяч грузовиков, фиксировал Росстат. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковушек составили 1,76 млн штук. В мае 2020-го продажи новых легковых машин и лёгких коммерческих авто в России сократились на 51,8% по сравнению с маем 2019 года. В апреле рынок просел ещё сильнее: на 72,4%, что стало крупнейшим падением розничных продаж за всю историю наблюдений.