ПОЧЕМУ РУХНУЛ "КОНКОРД"

Так что же произошло с авиалайнером "Конкорд", который разбился под Парижем, унеся жизни 114 человек? Этот вопрос мучает французов, которые гордятся своим сверхзвуковым пассажирским самолетом, наверное, не меньше, чем их прадеды в конце прошлого века - Эйфелевой башней.

Двухминутный полет "Конкорда" с бортовым знаком F-BTSC, принадлежащего французской авиакомпании "Эр Франс", видели сотни людей на земле, и все они в первую очередь обратили внимание на гигантское пламя, которое вырывалось из-под левого крыла самолета. Поэтому было вполне естественным, когда национальное Бюро по расследованию авиакатастроф (БРА) самым пристальным образом взялось за версию, по которой неисправным был назван один из двух моторов "Олимпус 593" производства английской компании "Роллс-Ройс" под левым крылом "Конкорда". Тем более стало известно, что буквально за час до взлета лайнера по требованию летчика этим мотором занимались механики.
Как выяснилось позже, они поставили новый "реверс" - заслонку, с помощью которой меняется направление реактивной струи для торможения самолета после посадки. По мнению специалистов, эта операция носила "доброкачественный" характер и никакого отношения к катастрофе не имела. В любом случае без этой замены, считают эксперты, самолет мог осуществить полет в нормальных условиях.
Сейчас следователи занимаются расшифровкой двух "черных ящиков" авиалайнера, что, несомненно, поможет разобраться в причинах катастрофы, а также корпят над собранными на месте трагедии обломками "Конкорда". Среди них, как указывается в одном из двух докладов БРА, попавших в парижскую прессу, найденные на взлетной полосе куски резиновых покрышек колес левого несущего шасси самолета. Именно они легли в основу версии гибели лайнера, которая на данный момент здесь считается наиболее вероятной, - на взлете одна или несколько покрышек, которые для "Конкорда" поставляет американская фирма "Гудйир", взорвалась.
Следствию еще предстоит установить, по какой причине - из-за перегрева, недостаточного давления или производственного брака. Части покрышек, металлических дисков, а также шасси, по этой версии, пробили левое крыло, в котором находится резервуар с горючим. Оно стало вытекать и моментально воспламенилось от реактивной струи, выбрасываемой двигателями авиалайнера на взлете. Вполне возможно, что при этом некоторые детали шасси были поглощены самими моторами, что привело к полной остановке одного из них и резкому снижению оборотов другого.
С покрышками "Конкорда", судя по всему, БРА придется разбираться долго и упорно. Оказывается, в период с 1979 по 1981 год четырежды с ними были проблемы разного свойства в аэропортах Вашингтона и Нью-Йорка, а один раз это чуть было не привело к катастрофе при взлете. К счастью, тогда все обошлось. Но меры были приняты серьезные, и с тех пор перед каждым взлетом детали шасси проверяются самым тщательным образом. Особенно они ужесточились после гибели в июле 1991 года лайнера DС8 компании "Найджериа Эрлайнс" с 261 пассажиром на борту. Этот самолет потерпел крушение, когда части взорвавшегося при взлете шасси попали в мотор и, в свою очередь, разнесли его на куски.
Как заявил директор французского БРА Поль-Луи Арсланиан, неисправности двигателей, резервуара с горючим, шасси и покрышек, "несомненно, связаны между собой", что и привело к гибели "Конкорда". Он также обратился ко всем очевидцам, кто находился в непосредственной близости от места падения самолета, и попросил их вернуть прихваченные "на память" детали разбившегося лайнера...