07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"КАРАУЛ, УКРАЛИ НЕБО!"

Долин Константин
Статья «"КАРАУЛ, УКРАЛИ НЕБО!"»
из номера 142 за 02 Августа 2000г.
Опубликовано 01:01 02 Августа 2000г.
Жизнь и здоровье российских граждан, пользующихся услугами аэропорта "Домодедово", пытаются спасти Счетная палата РФ, а также московский РУБОП, который 28 июля направил в Генеральную прокуратуру материалы оперативной проверки. Согласно этим материалам вскоре будет возбужден целый ряд уголовных дел против лиц и структур, в чьи руки была незаконно передана федеральная собственность.

Двуликий бонус
Проблемы эти, которые теперь без преувеличения можно отнести к разряду вопросов национальной безопасности, наметились в 1995 году. Но тогда никто не придал значения активности, которую развернули в Подмосковье оффшорная компания "BGT Company Limited" из Лихтенштейна и господин Д.Шаклеин, учредившие на паях ЗАО "Ист Лайн". Никого не встревожил тот факт, что активность названного ЗАО целенаправленно сосредоточилась вокруг одного из трех крупнейших элементов Московского авиационного узла (МАУ) - аэропорта "Домодедово".
Однако аппетиты ЗАО "Ист Лайн" оказались куда масштабнее. Еще до начала официальной приватизации "Домодедово" в течение двух лет это ЗАО обросло целым холдингом других ЗАО с заграничными названиями: "Домодедово Джет Сервис", "Домодедово Эр Сервис", "Домодедово-Терминал", "Домодедово Аэротель" и ОАО "Домодедово-2". Милицию в аэропорту сменило "Охранное предприятие Ист Лайн Гард". Все эти ЗАО героически взяли на себя те функции, которые до того выполняло государственное "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации" (ДПО ГА): поставку топлива и заправку самолетов, размещение экипажей и пассажиров, организацию питания в воздухе и на земле. И даже "организацию и обеспечение полного комплекса работ по обслуживанию авиакомпаний, пассажиров и обработку багажа" (из устава "Домодедово-2"). Проще говоря, это были подразделения все того же ДПО ГА, только превращенные в частные конторы. Государство в лице ДПО ГА вначале выступало там в качестве формально полноценного партнера, имея равное количество акций с "Ист Лайн". В уставный капитал этих ЗАО оно внесло с разрешения Мособлкомимущества федеральное имущество аэропорта, причем по значительно заниженной стоимости...
В общем, крупномасштабно работала известная в нашей промышленности доприватизационного периода схема обрастания "малыми предприятиями", доход от которых имело исключительно большое начальство. Прибыли от деятельности контор шли на удовлетворение их внутренних нужд, а государству в лице ДПО ГА не поступали. Впрочем, оно на выплатах акционерам и не настаивало. То есть государственное имущество, вне всяких приватизаций, этим конторам было передано, прибыль приносило, но государство ее не получало. Зато имело одни убытки, так как конторы оккупировали самые доходные сервисные области деятельности аэропорта. Только за 1996 год убытки ДПО ГА составили 79 146 863 тыс. деноминированных рублей.
Все это время обязанности руководителя ДПО ГА исполнял Л.С.Сергеев, срок контракта которого с министерством истек еще в 1994 году. Продлевать контракт он не стал, а попросту зарегистрировал ДПО ГА непосредственно в Домодедовском районе Московской области. То есть как бы "послал" подальше государственное начальство. Но при этом оставил в своем непосредственном и полном хозяйственном ведении огромный кусок госсобственности. Которым, пользуясь своим двуликим положением, и распоряжался с вольностью сюзерена, преумножая количество "истлайнов" в Домодедове, минусов в прибылях ДПО ГА и бонусов на зарубежных счетах.
Государство в лице Мособлком-имущества также принимало активное участие в увеличении убытков аэропорта. Например, 12 сентября 1996 года Л.С.Сергеев по согласованию с первым зампредом Мособлкомимущества М.И.Семенушкиным передал все акции ДПО ГА в вышеназванных ЗАО в управление британской компании "Airport Management Company Ltd", тесно связанной все с той же "Ист Лайн". А согласно отчету Счетной палаты РФ, "...невнесение Мособлкомимуществом коррективов в расчеты арендной платы только по 8 договорам о сдаче в аренду Мособлкомимуществом недвижимости аэропорта "Домодедово" в 1995-1997 годах выразилось в прямом убытке для государства в размере 84 882,2 тыс. рублей". Кто докажет, что и эти минусы для одних не превратились в бонусы для других, пусть первым бросит камень в пролетающий мимо самолет. Тем более что с этого эпизода роль Мособлкомимущества в разбазаривании федерального имущества в аэропорту "Домодедово" только началась.
Нельзя сказать, что государство в лице правительства убытков не замечало. 31 октября 1996 года с целью упорядочить ситуацию тогдашний премьер В.С.Черномырдин подписал распоряжение правительства N 1636-р. Приказано было создать: на основе аэропортового комплекса - ОАО "Аэросервис Домодедово" с закреплением в федеральной собственности 51 процента акций на 3 года; на основе летно-технического комплекса - ОАО "Домодедовские авиалинии" с закреплением в федеральной собственности 23,5 процента акций сроком на 3 года; на основе имущества, не подлежащего приватизации ни при каких условиях, - организовать государственное унитарное предприятие "Администрация аэропорта Домодедово".
Как только такое решение было подписано, "Ист Лайн" совместно с постоянно-временным руководителем ДПО ГА Л.С.Сергеевым развили бурную деятельность. Во-первых, во всех уже созданных компаниях-паразитах провели дополнительную эмиссию акций, в результате которой доля ДПО ГА в них была снижена до размера совершенно символического (не более 24 процентов), а доля Мособлкомимущества исчезла вовсе. При этом само ЗАО "Ист Лайн" для еще большего увеличения "степени свободы" продало свои акции в этих фирмах специально созданным оффшорам: "Airport Management Ltd", "Hacienda Investments Ltd" и др. Во-вторых, срочно зарегистрировали новые АО и ООО ("Авиакомпания "Ист Лайн", "Авиационно-техническая база Домодедово", "Международный аэропорт Домодедово", "Технический центр Домодедово", "Аэровокзальный комплекс" и т.п.), куда принялись "сливать" всю федеральную собственность, что еще оставалась в аэропорту. Здесь, правда, потребовались покровители рангом повыше, чем в Мособлкомимуществе. И такие покровители нашлись.
ПО МАНОВЕНИЮ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКИ
5 июля 1997 года в нарушение распоряжения правительства N 1636-р один из тогдашних вице-премьеров подписал поручение правительства N КХ-П10-21521 Госкомимуществу РФ, администрации Московской области, Минтранспорта и Федеральной авиационной службе (ФАС) рассмотреть предложение председателя совета директоров ЗАО "Ист Лайн" Д.В.Каменщика о внесении в уставный капитал ОАО "Домодедово-2"... имущества действующего аэровокзального комплекса ДПО ГА. То есть того самого имущества, которое по установленному правительством плану должно было войти в состав ОАО "Аэросервис Домодедово"!
И в этот раз, словно по мановению волшебной палочки, члены правительства как бы забыли об исполняемом уже распоряжении и бросились выполнять одновременно противоположное по смыслу поручение. Горячо поддержали "Ист Лайн" тогдашнее руководство Министерства транспорта России (пожалуй, самый настойчивый лоббист "Домодедова"), директор ФАС Г.Н.Зайцев, вице-глава администрации Московской области А.С.Савинов, Мособлкомимущество... Очень просил за "Ист Лайн" и начальник ДПО ГА Сергеев, что совсем не удивительно. Это только те, кто официально направил письма в адрес Госкомимущества РФ.
Однако ГКИ в лице В.В.Пыльнева и А.А.Бравермана принципиальную позицию сохранило и разбазаривание запретило. Что, впрочем, не помешало подчиненному ему Мособлкомимуществу в лице М.И.Семенушкина 4 сентября 1997 года вопреки закону и решениям вышестоящего органа все-таки передать аэровокзальный комплекс в "Домодедово-2". ГКИ - к тому времени оно было переименовано в Мингосимущество, это распоряжение отменило, но комплекс тем не менее "ушел". В нарушение закона к оценке переданного имущества государственного финансового контролера не привлекали. Стоимость имущества была уменьшена только относительно остаточной балансовой стоимости на 28 млрд. рублей.
Тем временем финансово-экономическая ситуация в ДПО ГА благодаря имущественным играм и специфическим талантам Л.С.Сергеева катастрофически ухудшалась, о чем свидетельствуют данные из отчета Счетной палаты. Убытки за 1997 год составили 97 496 424 тыс. рублей. ДПО ГА оказалось кругом должно, в том числе бюджету. А Мособлкомимущество тем временем все обсуждало планы приватизации ДПО ГА, утвержденные правительством РФ. И только в январе 1998 года все три предприятия, названные в распоряжении N 1636-р, были официально зарегистрированы. К тому времени львиная доля собственности, которая должна была этим предприятиям отойти, уже оказалась в руках группы "Ист Лайн" и подставных оффшоров, о чем опять же можно прочитать в отчете Счетной палаты.
Но оставалась в Домодедове еще федеральная собственность, которая ну никак не может быть приватизирована, поскольку относится к области имущества естественной монополии. Владеть ею может исключительно государство. К собственности этой относятся взлетно-посадочные полосы (ВПП) и весь комплекс управления полетами. Немалый, к слову сказать, кусок.
Согласно плану приватизации в управление им 12 января 1998 года вступило государственное унитарное предприятие "Администрация аэропорта Домодедово" (ГУП "ААД"). Но ровно через 4 месяца все управляемое этим ГУПом имущество было сдано в аренду ОАО "Международный аэропорт Домодедово" сроком на 75 лет! Причем, согласно договору, аренда ВПП обходится этому ОАО в 9 000 американских долларов в месяц. Договор был утвержден, естественно, все тем же доброхотом Семенушкиным. А со стороны ГУП "ААД" его подписал генеральный директор... Л.С.Сергеев, назначенный на эту должность уже упомянутым выше директором ФАС Г.Н.Зайцевым - видимо, за большие заслуги. Но поскольку развал ДПО ГА и плана его приватизации, утвержденного правительством, в заслугу Сергееву поставить никак невозможно, остается только догадываться о сути этих заслуг.
В общем, в борьбе приватизации с прихватизацией последняя одержала уверенную победу.
* * *
Изложенное означает, что за все перевозки в аэропорту "Домодедово" отвечают люди, известные аферами с госимуществом и пластиковыми картами, уничтожением бухгалтерских документов, подозреваемые в транспортировке наркотиков из солнечного Таджикистана и т.п. (все это нашло отражение в материалах проверок Счетной палаты и московского РУБОПа), а также катастрофической деловой репутацией. А все Федеральное имущество в "Домодедово" оказалось в собственности иностранного оффшора, о котором известно одно - очень жаден сверху донизу. Из багажа в "Домодедово" теперь воруют даже по мелочи (у автора этих строк минувшей зимой сперли старый диктофон и блок сигарет). А развозящие граждан по самолетам новенькие турецкие автобусики, по сути, в зимнее время являются душегубками, поскольку выхлопная труба для сугреву выведена прямо в салон... Поражает, как не боятся отдавать самое дорогое, жизнь и здоровье российских граждан, в руки иностранной компании с темным прошлым и уже сильно запачканым настоящим?
Похоже, на нашей с вами шее в кратчайшие сроки оффшорные домодедовцы завяжут такой затейливый узел, распутать который будет не под силу даже Генеральной прокуратуре. А хитом наступившего века станет в России веселенькая песенка на лихтенштейнском языке: "Ай-ай-ай, украли небо".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников