КУДА УТЕКАЕТ НЕФТЬ?

Посвященная приватизации башкирского ТЭКа пресс-конференция Счетной палаты (СП), состоявшаяся 22 июля, произвела сильное впечатление на представителей СМИ. Между тем была обнажена еще только верхушка айсберга. Большинство журналистов пришли к выводу, что кто-то "оприходовал" акции башкирского ТЭКа на 113 млн. долларов. Хотя на самом деле не на 113 млн., а значительно больше. И не только в "нефтянке", но и в других отраслях. Например, в оборонной промышленности - ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (производит двигатели для боевых самолетов). В весьма непонятном состоянии оказались и ОАО "Башкирский медно-серный комбинат", ЗАО "Бурибаевский горно-обогатительный комбинат", другие предприятия.

Схема комбинаций, вскрытых аудиторами Счетной палаты, очень проста. Госпакеты наиболее развитых компаний были переданы государственными "Башкирской топливной компанией" и "Башнефтехимом" малоизвестным частным фирмочкам, которые, в свою очередь, собирались внести их в уставный фонд холдинга "Башкирский капитал". Но не успели - нагрянули аудиторы Счетной палаты.
Претензии Счетной палаты можно свести к содержательным и формальным. Формальные заключаются в том, что башкирское правительство взялось распоряжаться имуществом, которое ему не принадлежит, или, по крайней мере, полномочия в распоряжении которым башкирских властей более чем спорны. Как выяснили специалисты СП, имущество указанных предприятий вопреки законодательным актам РФ не было закреплено в федеральной собственности. Вместо этого изобретались конструкции вроде "совместной собственности", а полномочия минимущества Республики Башкортостан в распоряжении этой "совместной собственностью" так и не были никем подтверждены.
Впрочем, разбираться в хитросплетениях коллизий правовых актов РФ и РБ широкой общественности не очень интересно. Гораздо интереснее содержательные аспекты этого дела. А они сводятся к тому, что крупный кусок государственной собственности (в данном случае не суть важно, является формальным владельцем Уфа или Москва), что называется, без труб и барабанов уплыл неизвестно куда и неизвестно по какой цене.
Приведенная Счетной палатой цифра представляет собой всего лишь номинальную стоимость акций, реальная стоимость компаний намного выше. Скажем, "Башнефть" и нефтеперерабатывающие заводы инвестиционная компания АТОН оценила в 2 млрд. долларов. А госпакет акций "Башнефти" (63,75 процента) аналитики оценивают не менее, чем в миллиард. И это - без учета стоимости четырех мощных и современных по российским меркам нефтеперерабатывающих заводов.
Кто те счастливчики, что заполучили акции ведущих предприятий республики, - Счетная палата, к сожалению, прояснять не стала. Хотя названия некоторых фирм-покупателей были приведены ("АТП-99", "Соцсервис", охранное предприятие "Щит", "Таймас", Предприятие механизации и транспорта нефтепереработки, Фирмы "Нефтехимтранс" и "Химспецтранс"), ясности в вопросе, кто за ними стоит, от этого не прибавилось. Впрочем, некоторые из участников этой сделки все-таки засветились. Так, охранное агентство "Щит", упомянутое Счетной палатой как один из покупателей выведенных акций, возглавляет Александр Зырянов, а в число его совладельцев входит Евгений Максимов. Оба - подполковники МВД Башкирии в отставке, а компания их обеспечивает охрану чуть ли не всего нефтяного комплекса республики.
Удивительное простодушие, с которым была провернута приватизация башкирского ТЭКа (просто взяли и отдали хорошим людям - что тут такого?) вызывает ряд вопросов. Например, такой. На что рассчитывало республиканское руководство, одобряя такую сделку?
Комментируя выводы Счетной палаты, президент Башкирии сказал журналистам, что данные аудиторов о выявленных нарушениях не соответствуют действительности. "Никаких нарушений нет. Приватизация проведена давно и на законных основаниях", - подчеркнул глава республики.
Однако Счетная палата твердо стоит на своем. "Если президент Рахимов считает, что то, о чем я говорил, не соответствует действительности, - заявил аудитор Счетной палаты Владислав Игнатов, - то пусть подаст в суд на Счетную палату"...
Как будут развиваться события дальше, предсказать пока трудно. Скорее всего, выводы Счетной палаты будут приняты во внимание правоохранительными органами (вопрос о передаче собранных фактов в прокуратуру на пресс-конференции поднимался).