08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НУЖНА ЛИ ЦЕНЗУРА ЛЮБВИ?

Сидоров Анатолий
Опубликовано 01:01 02 Августа 2003г.
Засилье в России фильмов иностранного производства очевидно: 8 из 10 кинолент - зарубежного происхождения. Отечественное кино не в состоянии заменить мировое ни количественно, ни качественно. Из 286 кинолент, выпущенных в прокат в прошлом году, только 13 процентов - российского производства. Пригодны для массового показа, по мнению деятелей киноискусства, руководителей кинопроката, не более 15 фильмов.

О том, как поддержать национальное киноискусство, речь пошла за "круглым столом", где обсуждалась широкая тема: "Национальный кинематограф России: подходы к решению проблем". Спор разгорелся вокруг двух законопроектов, внесенных в Госдуму депутатом, первым заместителем председателя Народной партии РФ Валерием Гальченко, - "О показе национальных фильмов и размещении социально значимой информации в телевизионном вещании" и "О внесении дополнений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографа Российской Федерации". Оказалось, с одной стороны, бороться за отечественное кино не так-то просто: в существующей редакции закона о господдержке кинематографа нет точного определения "национального кинематографа" и "национального фильма". С другой же стороны, непонятно - надо ли вводить квоту на показ иностранных фильмов, и если надо, то в каком объеме.
Исполняющая обязанности первого секретаря Союза кинематографистов России кинорежиссер Е. Цыплакова привела любопытные факты опроса 2500 человек о нужности нравственной цензуры в национальном кинематографе. 86 процентов опрошенных высказались за ее введение. Только ли для кинопродукции иностранного производства? Другая участница разговора привела показательный пример. В Ростове-на-Дону подрались подростки. В результате один из них погиб. На допросе мальчишки признались, что пошли опробовать новые приемы драки, которые они увидели в отечественном фильме "Бригада", дважды (по просьбе зрителей) показанном по телеканалам этого региона. Так что предложение Валерия Гальченко определиться с понятием "национальный кинематограф" совсем не случайно. Руководство Народной партии РФ, по инициативе которой и был организован "круглый стол", считает, что нравственная цензура, цензура, так сказать, любви к человеку, в отечественном кинематографе присутствовать должна. Только в каком виде?
К примеру, во Франции запрещено употреблять американизмы на телевидении и в других средствах массовой информации - за это штрафуют. Там уже 16 лет существует Высший совет по этике и нравственности в средствах массовой информации, состоящий из 9 человек: по 3 от президента, правительства и парламента страны. Он не вправе запретить показ фильма, но после его демонстрации может лишить прокатчиков лицензии или оштрафовать. В США есть четкое разделение на взрослое и детское кино. Для производства фильмов допускают далеко не каждого гражданина, имеющего большие деньги. Это - удел избранных, нравственно безупречных, во всяком случае, хорошо известных с этой стороны богачей.
"В Пекине, - рассказал собравшимся президент международного кинофестиваля "Золотой витязь" Николай Бурляев, - мне один режиссер жаловался на то, что он снял фильм о сексуальных меньшинствах, а государство запрещает пускать его в прокат. Сами кинопрокатчики сказали ему, что такая проблема в стране существует, но не надо подавать ее с экрана в такой "завлекающей" форме и искусственно притягивать к ней внимание людей".
- Состояние российского кинематографа на рынке проката, - считает автор законопроектов Валерий Гальченко, - неудовлетворительное. Афиши кинотеатров пестрят зарубежными, чаще всего американскими, фильмами. Да, герои этих боевиков учат любить и защищать родину. Но - чужую. Одна из причин происходящего - неспособность российского кинематографа выдерживать конкурентную борьбу с западной киноиндустрией. Единственный возможный выход из этой ситуации - усиление государственной поддержки российских производителей и прокатчиков фильмов. Необходимо, по мнению многих специалистов, и введение квоты на показ зарубежной кинопродукции, которая не должна превышать 50 процентов всех демонстрируемых кинолент. Мы прекрасно понимаем, что сразу наладить этот процесс невозможно. Поэтому в своем законопроекте я предлагаю в 2004 году установить квоту в размере 80 процентов, а затем ежегодно уменьшать ее на 10 процентов в год, чтобы к 2007 году достичь желаемого результата.
Это предложение законодателей от Народной партии также вызвало оживленную дискуссию участников "круглого стола". Например, тот же Бурляев считает, что квоты надо вводить немедленно и в полном объеме, так как экран, по его мнению, должен "воспитывать в зрителях не только любовь к Родине, но и тягу к прекрасным профессиям строителя, летчика, чекиста, военного, а не учить молодежь грабить банки, насиловать и убивать, употреблять наркотики и так далее".
В то же время представительница компании "Формула кино" М. Чарыева привела весьма убедительные факты невостребованности российских фильмов отечественным кинозрителем. В прошлом году в 20 кинотеатрах фирмы показали в общей сложности 152 фильма, в том числе 15 российских. Это - "Война", "Любовник", "Кукушка", "Лавина", "Апрель", "Антикиллер", "Движение", "Кавказская рулетка", "Звезда", "Медвежий поцелуй", "Одиночество крови", "Олигарх", "Сказка про Федота-стрельца" и другие. Все до единого принесли прокатчикам убытки. Руководитель аппарата Комитета Госдумы по культуре и туризму В. Кондратьев вообще считает, что "квотирование у нас есть, но оно не работает", так как жесткость наших законов компенсируется их "мягким неисполнением". Что же делать?
- Надо готовить такие законы, которые не дают их двойного толкования, - считает Валерий Гальченко. - Обязательно нужен экспертный совет по кинопродукции, и наша партия сейчас готовит специальный законопроект, позволяющий его создать. Да, фильм "Бригада" работает на разрушение нравственности. Но его снимали молодые люди, воспитанные на американском кинематографе, заполонившем всю страну. Так неужели же будем сидеть сложа руки и ждать, когда отечественные геростраты уничтожат последние остатки нравственности в обществе, а затем и само государство? Мы никогда с этим не согласимся. У нас есть все основания гордиться великой русской литературой. Уверен, будем гордиться и отечественным кинематографом.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников