10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЕВРАЗИЙСКИЙ ВЫБОР

Павленко Владимир
Опубликовано 01:01 02 Августа 2005г.
Полемика вокруг 625-летия Куликовской битвы нащупала чувствительную проблему, грамотное разрешение которой позволит преодолеть многие предрассудки.

Известный философ Георгий Федотов, прозорливо предсказавший многие трудности выхода России из коммунизма, еще в 1920-е годы обращал внимание на государственнический, имперский характер русской национальной идеи, протестуя против примитивно-националистического ее толкования. Империя, по его мнению, не подавляет национальное самосознание входящих в нее народов, а расширяет его до масштабов общероссийского, а затем имперского, предполагающего совместную ответственность за державу.
Копья, сломанные вокруг нынешнего юбилея, не только наглядно демонстрируют направление удара, который наносится по России ее геополитическими противниками и их "пятой колонной" внутри страны, но и подсказывают вектор ответных действий. Скажем, русские и татары - единый народ, несущий бремя державного строительства на основе заключенного еще во времена Золотой Орды стратегического союза между славянско-православной и тюрко-исламской цивилизациями. В советский период этот союз, распространившись далеко за пределы РСФСР, был скреплен единым народно-хозяйственным комплексом, обеспечившим стране позиции одного из мировых лидеров. Духовно-культурная общность и единые технологии - две равноправные стороны общей российской цивилизации, представляющей собой прежде всего союз народов и лишь потом - федерацию территорий.
Во время прошлогодней телевизионной пресс-конференции президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос о предстоящей годовщине Куликовской битвы, справедливо отметил, что и русские, и татары были на обеих сторонах. Благодаря отечественным историкам-патриотам, прежде всего Льву Гумилеву, мы сегодня знаем, что конечной целью взбунтовавшегося против центральной власти темника Мамая была не Москва, а сама Золотая Орда: пользуясь поразившим ее политическим кризисом, он собирался потребовать от хана Тохтамыша свою долю власти. Для достижения этой цели он заключил союз с литовским князем Ягайло и шел на соединение с его войском, предотвратить которое Дмитрию Донскому удалось именно благодаря исторической победе, одержанной на поле Куликовом. Двигался Мамай из Причерноморья, а вооружали и финансировали его правившие бал в Крыму европейцы - генуэзские торговцы. В обмен на предоставление им концессий на Русском Севере.
И, наконец, из летописей известно, что русский князь сообщил Тохтамышу о победе над Мамаем, чем тот был весьма обрадован. Что до сожжения Москвы золотоордынским ханом спустя два года после исторической битвы, то оно явилось следствием провокации, устроенной против Дмитрия Донского его конкурентами - суздальскими князьями, опиравшимися на поддержку все той же Литвы.
Стало быть, речь не о победе русских над татарами, как пытаются некоторые представить дело, апеллируя к советским школьным учебникам. А о совместной борьбе двух народов против очередного нашествия западных "крестоносцев", поддержанного расплодившимися в их рядах предателями из так называемой внутренней оппозиции. Подчеркнем, что выбор в пользу совместной государственности русскими и татарами был сделан еще во времена Александра Невского. Подтвердил его и вдохновитель Куликовской битвы - преподобный Сергий Радонежский, заявивший, что "с латинянами (то есть европейцами, интересы которых представлял Мамай) общих дел быть не может". Понятно, что этот выбор и сегодня некоторым не по душе.
Что из всего этого следует?
А то, что, признавая общность исторических судеб русского и татарского народов, их совместный евразийский выбор, следует подумать об объединении в единое событие празднование годовщины Куликовской битвы с не менее значимым для России юбилеем - тысячелетием Казани. Тем более - в преддверии предстоящего в рамках этого празднества очередного саммита глав государств СНГ, на котором, надо полагать, ребром будет поставлен вопрос о судьбах евразийской интеграции.
Тем самым удастся не только снять возникшие недоразумения, но и вдохнуть новую жизнь в исторические смыслы, делающие великим не только прошлое нашего общего Отечества, но и его будущее.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников