ВСЕ ТАМ БУДЕМ

Глава Минэкономразвития Герман Греф недавно заявил, что у России есть шанс завершить переговорный процесс по вступлению России во Всемирную торговую организацию до декабря 2005 года - к министерской конференции ВТО в Гонконге. Наша делегация уже провела двусторонние переговоры с 35 странами - участницами организации. Все будет зависеть от сентябрьского диалога с американцами. Если США подпишут протокол, то остальные последуют примеру "старшего брата".

Между тем у нас в стране нет четкого понимания того, что же принесет членство в ВТО. Либеральное крыло правительства повторяет, что Россия вместе с членским билетом "торгового клуба" получит самый широкий выход на мировые рынки. Кроме того, наши компании будут иметь иммунитет против всякого рода антидемпинговых расследований (под которые они часто попадают). Министр финансов Алексей Кудрин, выступая в Риме перед итальянскими партнерами, заявил, что "настала пора завоевывать зарубежные рынки, доступ к которым возможен только по общим правилам, которые мы принимаем, вступая в ВТО".
Но тот же Кудрин признает, что в среде бизнесменов существуют опасения по поводу возможных последствий этого шага. Напомним, что партнеры по переговорам требуют либерализации цен на газ для российских потребителей, отмены тарифов на импорт авиатехники (после чего на нашем авиапроме можно будет поставить крест), а также допуска западных банков на родное наше финансовое поле. Кроме того, неприемлемым для нас остается требование ограничить и без того скудную финансовую помощь АПК.
Крупный бизнес, ратующий за альянс с ВТО, - это в основном представители ориентированных на экспорт отраслей. Таких, как металлургия, нефтехимия, производители удобрений, которых не пускают в Европу уже 15 лет. В случае успеха они обещают отыграться на европейцах, затеяв судебные разбирательства. По подсчетам правительственных экспертов, отсутствие членства в ВТО обходится России в 2 млрд. долларов. И это только потери в Старом Свете.
Противники быстрого вступления в ВТО тоже имеют на руках козыри. Они утверждают, что экспортеры толкают Россию к торговой либерализации, так как им чужды национальные интересы - их капиталы давно работают за кордоном. Уступив давлению Запада и согласившись на стандартные условия членства, Россия, не имея действительно конкурентных отраслей, закрепится в незавидной роли сырьевого придатка индустриальных держав. И в случае падения цен на нефть никто с нами уже не будет считаться, а тем более помогать. Если хотим как следует подготовиться к либерализации, то должны брать пример с восточных соседей. Китай на переговорах торговался полтора десятка лет, попутно заполняя своим ширпотребом мировой рынок.
Меж тем в вопросе либерализации торговли все большую роль играет украинский фактор. Новые власти "самостийной" получили от Запада заверения, что примут у Киева экстерном экзамены на готовность жить по правилам ВТО. А поскольку отношения братских славянских стран в последнее время не ладятся, то нам следует ждать неприятных сюрпризов. Скажем, если соседи вступят в "торговый клуб" раньше, то могут выставить на переговорах с Россией список претензий по газу, сахару, трубам, карамели и другим товарным позициям. Пока нам помогает Верховная Рада, отказавшаяся форсировать процесс вступления Украины в ВТО.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Александр ХАНДРУЕВ, вице-президент Ассоциации региональных банков России:
- Вступать ли в ВТО - это для нас уже не вопрос. Благодаря дырявой таможне серый импорт заполонил наш рынок, и Россия де-факто давно живет в условиях открытых границ. На переговорах осталось снять всего несколько спорных вопросов. Однако если посмотреть внимательно на проблему поддержки российского АПК, то непонятно, о чем торгуемся. Мы требуем застолбить 10-12 млрд. долларов помощи селу, тогда как больше 1-1,5 млрд. не можем дать. На самом деле в правилах ВТО есть пункты, по которым можно поддерживать отрасль через различные целевые программы. Например, тратить бюджетные деньги на дороги в сельской местности, в результате чего деревня преобразится. Причем без всяких опасений нарваться на санкции. Мы проводили анализ ситуации и пришли к выводу, что у России есть много обходных путей для поддержки своих производителей. Нет главного - денег и политической воли.
Что касается авиапрома, то здесь вопрос - в отсутствии конкурентоспособных самолетов. В финансовом секторе мы упорно противимся открытию филиалов зарубежных банков. При этом никто не вспоминает, что у нас 36 банков со 100-процентным участием иностранного капитала. В Россию уже пришли американский и японский банки первого уровня с уставным капиталом более 35-40 млрд. долларов. Как можно что-то запретить, когда иностранец сегодня вправе купить более 20 процентов акций российского банка? Проблема не в том, что мы не пускаем западные банки в страну, а в том, что они не очень хотят к нам идти. Потому что просто не имеют пока стимулов развивать здесь банковский бизнес.
Пока власти дискутируют на тему "вступать - не вступать", наши производители давно следуют дисциплине ВТО и работают с партнерами, подчиняясь их требованиям. Но при этом мы не получаем никаких законных прав и, естественно, преференций. Так, может, пора подумать о перспективе и перестать торговаться по мелочам?