"КОМОК" И МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
Пару лет назад мой приятель купил ларек возле автовокзала. Ассортимент в заведении был обыкновенный - пиво, соки, шоколадки плюс всякая мелочь в виде зажигалок, курительных трубок и собачьего корма. Точка не отличалась от соседних, однако товар в ней расходился значительно хуже. Товарищ призадумался и отправился на бизнес-тренинг. Преподаватель, в прошлом сам владевший таким же "комком", сказал волшебное слово, и дела у приятеля потихоньку пошли в гору.
Словечком оказался мерчендайзинг, означающий увеличение продаж путем удачного размещения товара, оформления торгового места. Самые ходовые товары - пиво, кольца кальмара, орешки и семечки - у товарища были расставлены на торцевых витринах, а на центральной красовались собачьи корма, сигареты и зажигалки. Понятно, что покупатели, не видя дорожной снеди, шли к соседним ларькам, где она помещалась на самом видном месте.
ПТУ ДЛЯ БИЗНЕСМЕНОВ
- Сейчас время огромной кадровой перестройки, - утверждает исполнительный директор Консалтинговой Группы "АСПЕКТ" Артем Генкин. - Я бы сравнил его с 20-ми годами прошлого века, когда целые социальные слои меняли род деятельности. За прошедшее десятилетие переквалифицировалось, наверное, 90 процентов работников оборонного комплекса. Многие занялись предпринимательством. И бизнес-тренинги, число которых стремительно растет, призваны им помочь. Это своеобразные ПТУ для бизнесменов.
На тренингах можно многому научиться. Занявшись бизнесом, человек встречается с необычными проблемами. Поэтому он обязательно приходит к мысли ознакомиться с опытом тех людей, которые решали эти проблемы раньше. Отсюда прямой путь на бизнес-семинар.
- Я вспоминаю тренинг, на котором руководство московского завода рассказало, как их предприятие подверглось рейдерскому захвату, - продолжает Генкин. - Их случай был внимательно рассмотрен. Преподаватели указали типовые приемы борьбы с рейдерством. В результате представители завода получили четыре независимых мнения, на основе которых составило программу дальнейших действий. Я знаю, что та история закончилась успешно.
А ТРЕНЕР КТО?
Цель тренинга - обучить слушателей решать те или иные проблемы бизнеса и зарабатывать деньги. Давно известно, что важная информация плюс правильно сориентированная личная инициатива - это страшная сила. Хрестоматийный пример - греческий миллиардер Онассис. Оказавшись в бизнес-клубе и узнав там горячие новости, он использовал их и стал сказочно богатым. Едва ли сейчас можно стать миллионером в одночасье, однако тренаж и своевременная подсказка могут многое. Главное, не ошибиться с наставником.
- В российском "тренерском бизнесе" есть две беды, - считает руководитель Центра Деловой Психологии "SPHERE" Екатерина Бетенекова. - Первая - это тренеры, которые сами себя продвигают и рекламируют. Из-за постоянной назойливой самопрезентации они не слышат аудиторию и не умеют донести до нее материал. Плюс в погоне за клиентами они сильно демпингуют. И вторая беда - иностранные компании, работающие на российском рынке. Эти, наоборот, надувают щеки и сильно завышают цены.
По словам Бетенековой, при выборе тренера не помешает осторожность. Не стоит доверять тем спецам, которые презентуют себя с одной и той же программой. Хорошим для всех быть нельзя. Подозрительны и "стахановцы", дающие по несколько десятков тренингов в месяц. Они наверняка не учитывает специфику в каждом отдельном случае. А ведь именно в ней вся соль. Настораживают и преподаватели, которые позволяют себе излишне критические высказывания в адрес конкурентов. Скорее всего, у них слишком завышенное самомнение.
КОМУ ВЕРИТЬ?
- Для меня признаком компетентности тренера являются позитивные достижения, причем не только в сфере собственно преподавания, - говорит Артем Генкин. - Еще один позитивный маячок - это опыт работы в западных школах бизнеса. Если человек смог удержаться там в течение хотя бы одного учебного года, то ему стоит доверять.
Плюсом тренера являются положительные упоминания в СМИ и рекомендации тех, кто тренинг уже прошел. Отзывы выпускников - это вообще довольно надежный способ отличить настоящего мастера от ремесленника.
А чтобы не ошибиться и не потратить зря деньги, стоит принять участие в ознакомительном модуле. За пару часов, пока он длится, можно многое выяснить. Главное - соответствуют ли знания и методики преподавателя вашим запросам.
ОЦЕНКА ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Тренинг - не молочная ферма, где эффективность можно измерить в литрах молока. Каких-то фиксированных показателей здесь нет. Как же быть?
- Знания проверяются на практике, - убежден глава управляющей компании "Лаборатория Аудита" Дмитрий Ямщиков. - В последнее время появилось множество новых фирм. Они быстро развиваются, и расстановка персонала на нужные позиции - это проблема из проблем. 90 процентов конфликтов в компаниях порождены из-за недостаточного общения между сотрудниками. Поэтому сейчас наиболее востребован тренинг по подбору персонала. Можно считать, что семинар пошел на пользу, если после него вы смогли наладить взаимоотношения между сотрудниками. Но вот если вы знаете, как это сделать, но контакт не устанавливается, значит, преподаватель дал вам не практические навыки, а теоретические знания. И в следующий раз тренера стоит искать более тщательно.
ПРИЗНАКИ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
1. Чрезмерные самопрезентация и авторитаризм.
2. Неумение донести материал. Излишне округлые, как и чрезмерно усложненные фразы должны насторожить.
3. Не стоит доверять тренеру, презентующему себя в разных компаниях с одной и той же программой. Хорошим для всех быть нельзя.
4. Если тренер дает тридцать тренингов в месяц, значит, он не учитывает специфику в каждом отдельном случае. Таким "стахановцам" не стоит доверять.
5. Отсутствие реальных достижений в бизнесе.
Средние расценки на тренинги в Москве (тыс. руб.)
Профессиональный рост руководителя 12 - 22
Эффективные продажи 10 - 17
Мерчендайзинг около 13 - 18
Управление переговорами около 12 - 17
Подбор и расстановка персонала 14 -28