10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ: МОЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РАНИЛА МОИХ МУЖЕЙ

Мелихов Анатолий
Опубликовано 01:01 02 Августа 2007г.
Алису Фрейндлих считают символом Петербурга - явлением, оставшимся от легендарных времен, когда театром дышали и жили тысячи людей, и он был не развлечением, а потребностью души, общественным форумом. Те времена прошли. А Фрейндлих осталась в искусстве - сдержанно, без выступлений в политических дебатах, съемок в сериалах и рекламах ток-шоу. Она оберегает свой божий дар с достоинством.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Алиса Фрейндлих родилась в 1934 году в Ленинграде, в семье актера Бруно Фрейндлиха. В 1957 году окончила Ленинградский театральный институт имени Островского, став актрисой Ленинградского драмтеатра имени Комиссаржевской. С 1961 года работала в Академическом театре имени Ленсовета. С 1983-го - в АБДТ. Лауреат Госпремии. Почетный гражданин Санкт-Петербурга. Сыграла в театре и кино более 60 ролей.
СЛЕНГУ УЧИЛ ВНУК
- Всякая женщина по своей природе стремится бороться с возрастом, но настоящую актрису не пугают ее года. Эта аксиома верна?
- Для слишком многих актрис переход в другие возрастные категории становится трагедией. Меня взросление никогда не пугало. На смену ролям, которые уходили, появлялись десятки еще более интересных. Старух мне приходилось играть еще в школьном драмкружке. По Джульетте давно, увы, не грущу.
- В свое время, как подарок к юбилею, вы получили роль в любимом Ленсовете. Главный режиссер театра поставил пьесу "Оскар и розовая дама", где у вас роль-монолог. С тех пор на этот спектакль невозможно попасть. Вы играете 10-летнего мальчика и старушку одновременно. Трудно было овладеть детским сленгом?
- У меня уже был опыт. Раньше я играла Малыша в спектакле "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". Но прошло много лет. Научиться говорить на современном детском сленге мне помог внук Никита. Два месяца он давал мне уроки. Я на магнитофон записывала разговоры с ним. Это букет интонаций и тембров, коллекция детских привычек, манера ходить, сидеть, кривляться. Все мальчишеские приколы включила в эту роль.
САМЫЙ ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ
- У вас интересная родословная. Не только по линии отца, Бруно Фрейндлиха, но и по линии бабушки.
- Все началось с тех пор, как ее предки поселились в Санкт-Петербурге, а по линии бабушки Шарлоты Фридриховны они были немецкими художниками-стеклодувами. Петр Первый решил освоить в Северной столице стекольное производство и пригласил мастеров из Германии по фамилии Фрейндлих. Императрица Екатерина II пошла дальше. Она захотела из цветного стекла сделать статуэтки, вазочки, жанровые фигурки. Мастера рода Фрейндлих с честью справились с задачей. У меня дома хранится тяжелый стеклянный шар с разноцветными камушками внутри и большим белым вензелем "Аg". Это для меня волшебная визитная карточка прапрадеда - стеклодува Александра Гейтца. Мои внуки - восьмое поколение с тех пор, как предки поселились в Санкт-Петербурге.
До семи лет меня растила бабушка Шарлотта. Я росла болезненной, постоянно мучили ангины. Однажды бабушка ушла на рынок за травой, чтобы сварить настойку. А я, проснувшись утром, обнаружив себя в одиночестве, выскочила за бабушкой. За самовольство мне сильно попало - меня выпорол папа. Он, когда приходил домой после репетиции, обязательно ложился поспать. Такой привычкой обладал весь род Фрейндлихов. И я, и моя дочь Варя, и внуки, придя из школы, обязательно на часок замирали. Так вот отец спал, лежа на спине, и сладко похрапывал. А я захотела нарисовать ему тени под глазами. Но карандашиком поцарапала отцу глаз. Он меня выпорол и поставил в угол, да еще на колени. Мама, придя с работы, добавила мне по попе. Этот черный день я запомнила на всю жизнь. Такая осталась обида. Но не на отца. Больше всего жалко было себя, что не поняли мою шутку.
Потом я пошла в школу. У отца были натянутые отношения с властями города. Ему советовали, чтобы дочь поменяла фамилию, взяла материнскую. Слава Богу, этого не произошло. С отцом к тому времени мы жили в разных семьях. Его я изучала на репетициях. Несмотря на возражения второй жены, отец часто приглашал меня к себе на обед. А он умел готовить бифштексы и тушить мясо. Я хорошо пела, но отец не советовал мне поступать в консерваторию: "Ты кроха, на сцене оперного театра затеряешься, да и черты твоего лица нефактурные". Тогда я прочитала отцу стихи. "Вот иди и выучись на драматическую актрису. На сцене тебе поможет играть голос. И внешность не станет помехой".
- В блокаду в ваш дом попало несколько снарядов, и только чудом уцелела одна комната, где вы жили с бабушкой. Вы чувствовали тогда руку Господа?
- Я чувствовала высшую силу, которая нас спасла. Но с тех пор у меня изменился характер. Бабушка считала, что если Господь даровал мне жизнь, то нужно пользоваться ею сполна. То отношение осталось у меня до сих пор. Я не пользуюсь никакими льготами блокадницы. Считаю, что мне достаточно зарплаты в театре и гонораров.
ЛЮБИМАЯ ТРОЙКА
- Вы работали в трех театрах. И, кстати, цифра 3 для вас магическая. У вас же было три мужа.
- Да, муж журналист, муж режиссер и актер, и муж художник. И все болезненно относились к моей самостоятельности. Почти патологическую любовь к театру воспринимали как личное поражение.
- Это уже когда вы начали активно сниматься в кино?
- Даже нет. Кстати, поначалу пробы у меня всегда кончались провалами. Говорили, что я не фотогенична для этой роли. Так я не сыграла и Шурочку Азарову, и Алевтину в "Зигзаге удачи", и Надю Шевелеву в "Иронии судьбы".
- Но стена непризнания в итоге рухнула.
- А помог преодолеть все это Элем Климов. Царство ему небесное. Он практически без слов, зная, как я хорошо пела песни Новеллы Матвеевой, пригласил меня сняться в "Похождениях зубного врача". Партнером моим был Андрей Мягков. Я там спела несколько прекрасных песен. Фильм получился завлекающим, потому что проблема поднималась для того времени актуальная - гениальность и посредственность. Гениальность в тот период - в СССР - была не нужна. И фильм не был принят, получил четвертую категорию и пропал. А потом, когда посыпались приглашения, для меня театр оставался на первом месте. Часто не совпадали мои театральные проекты с киношными предложениями. И только получив роль Мымры, я почувствовала, что стала известной. Это особенно ударило по самолюбию моего последнего мужа.
- Расскажите о первом браке, который был с журналистом.
- Это был Володя Карасев. Я была совсем молодой. Безнравственно жить с человеком, которого не любишь. Просто у нас были разные жизни, привычки, пристрастия. Я уже подробности и не помню. Я считаю, что после номера один особенно сложно найти замену. Это же не пейзаж на стене, который можно заменить другим.
- Потом вы вышли замуж за Игоря Владимирова. Великого актера, режиссера. Не один раз говорили, что благодарны ему. Он сделал из наивной и не уверенной в себе девочки великую актрису. Кто он был для вас - ведь разница в возрасте все-таки была большая?
- Я просто его любила. Он был красив, как античная классическая личность. Он умнее меня, опытнее. Мне было настолько интересно с ним, что я ему не давала, к сожалению, чувствовать во мне женщину. И все годы была у него маленькой почемучкой, как ребенок у родителей.
- Говорят, что когда Владимиров стал главным режиссером Ленсовета, то он пригласил вас и занял в ведущем репертуаре. Обыватели писали: "Почему вы держите эту актрису? Она же некрасивая". Кстати, такое было и с Инной Чуриковой. Муж не показывал вам эти пасквили?
- Нет. Что вы! Игорь Владимирович деликатный, воспитанный человек. Он от меня все скрывал. Другие докладывали.
Игорь Владимиров был неотразим и как актер, он тогда много снимался в кино, идеально был одет, всегда носил светлый или голубой костюм, и глаза у него были голубые, как карельские озера, и машина "Волга" была для того времени редкого цвета - голубого. Я просто от него балдела. Я долго любила этого человека. Наш союз продолжался 18 лет. И когда в 82-м году появилась наша Варвара, наш брак уже распался. Я тогда перешла в БДТ к Товстоногову.
- В 1990 году у вас распался и третий брак с Юрием Соловьевым...
- Юрий работал актером, хотя был талантливым художником-самоучкой. Он ничего не оканчивал, у него накопилась масса проблем, и вот это обстоятельство, что у меня все в порядке, а у него каша душевная, испортило наши отношения. У меня от общения с ним начиналась мигрень. Он меня понял, и мы легко разошлись.
ПАРИЖ МЕНЯ НЕ ГРЕЕТ
- Вы, несмотря на веру в Бога, как и все актеры, суеверны.
- Я не люблю встреч с черными кошками, да и настроение портится, когда случайно мой путь переходят женщины с пустыми ведрами. И придерживаюсь главного актерского суеверия, конечно. Если роняю сценарий, да хоть бы и в грязь, тут же сажусь на него, прежде чем поднять.
- Как-то Михаил Боярский, ваш партнер по многим ролям в театре, сказал: "Азарт - это профессия". Ваше отношение к казино, картам?
- В казино играю редко. Это для профессионалов. Но картишки люблю, в хорошей компании поиграть с сигареткой и рюмочкой в руках очень даже здорово.
- А что предпочитаете в таких случаях из напитков?
- Обычно кампари с соком. Ну и немного водочки выпью с удовольствием.
- А кулинар вы хороший?
- Люблю печь домашние пироги, особенно для внуков, а также солю по своим рецептам грибочки.
- Вы много путешествовали и объездили пол-Европы.
- Конечно, как и все, я влюблена и в Прагу, и в Копенгаген, только не в Париж. Париж - проходной двор Европы. Он меня совсем не греет.
- У вас есть своя фирменная шутка?
- Когда мужчина очень деликатен со мной, я могу сказать: "Я знала, что вы хороший мужик, но не до такой же степени". Когда у меня был юбилей, в гости ко мне пришел Владимир Владимирович Путин. И я ему это сказала, когда он принес шампанское: "Я знала, что вы хороший человек. Но не до такой же степени". Ему понравилось.
- Потом вы вышли замуж за Игоря Владимирова. Великого актера, режиссера. Не один раз говорили, что благодарны ему. Он сделал из наивной и не уверенной в себе девочки великую актрису. Кто он был для вас - ведь разница в возрасте все-таки была большая?
- Я просто его любила. Он был красив, как античная классическая личность. Он умнее меня, опытнее. Мне было настолько интересно с ним, что я ему не давала, к сожалению, чувствовать во мне женщину. И все годы была у него маленькой почемучкой, как ребенок у родителей.
- Говорят, что когда Владимиров стал главным режиссером Ленсовета, то он пригласил вас и занял в ведущем репертуаре. Обыватели писали: "Почему вы держите эту актрису? Она же некрасивая". Кстати, такое было и с Инной Чуриковой. Муж не показывал вам эти пасквили?
- Нет. Что вы! Игорь Владимирович деликатный, воспитанный человек. Он от меня все скрывал. Другие докладывали.
Игорь Владимиров был неотразим и как актер, он тогда много снимался в кино, идеально был одет, всегда носил светлый или голубой костюм, и глаза у него были голубые, как карельские озера, и машина "Волга" была для того времени редкого цвета - голубого. Я просто от него балдела. Я долго любила этого человека. Наш союз продолжался 18 лет. И когда в 82-м году появилась наша Варвара, наш брак уже распался. Я тогда перешла в БДТ к Товстоногову.
- В 1990 году у вас распался и третий брак с Юрием Соловьевым...
- Юрий работал актером, хотя был талантливым художником-самоучкой. Он ничего не оканчивал, у него накопилась масса проблем, и вот это обстоятельство, что у меня все в порядке, а у него каша душевная, испортило наши отношения. У меня от общения с ним начиналась мигрень. Он меня понял, и мы легко разошлись.
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
- Вы реалист или оптимист?
- Пожалуй, оптимистический реалист.
- Ваши недостатки?
- Я большая трусиха. Преувеличиваю неприятные мысли. Понимая, что так нельзя - ведь мысль энергетична. А еще я много курю, зная, что это плохо для здоровья.
- Какой человеческий порок вы больше всего не выносите?
- Зависть, воровство, предательство, трусость, ложь и многое другое - все, что происходит от черной зависти.
- Прощаете ли вы обиды?
- Все рубцуется. Но рубцы растут вместе с нами. А что было прекрасным, не забывается.
- Возможно появление в наше время гениальных актеров?
- Если актер поймет, что к его таланту нужно приложить огромный труд, не растрачивая себя на пустяки, талант созреет до гениальности.
- О какой несыгранной роли тоскуете больше всего?
-Моя боль - булгаковская "Маргарита".
- О чем еще печалитесь?
- У нас в Петербурге слишком короткое лето. А я люблю собирать грибы.
АКТЕРСКИЕ ДИНАСТИИ
Считается, что самые распространенные в мире династии - это актерские. За примерами далеко ходить не надо: клан Михалковых, династия Боярских, Янковских, Яковлевых, Мироновых...
В прошлом году, например, вышла в свет книга Екатерины Боярской "Театральная династия Боярских". Совсем недавно стала пробовать свои силы в кинематографе дочка Михаила Боярского Лиза. "В глубине души я был рад этому: все-таки в четвертом поколении продолжается династия. Конечно, отговаривал, потому что профессия мерзкая, кроме разочарования она в итоге ничего не принесет. Но раз женщина захотела, разве я могу отказать? Я постараюсь посодействовать ей во всем. Но специально толкать дочь на что-то я не собирался. Пока тебе 18, нужно успеть все попробовать, а потом сделать выбор. Лиза учится на курсе Льва Додина. Правда, в институте у дочери ни разу не был: Лиза стесняется, не хочет лишний раз напоминать, что она дочка Боярского".
Дочь знаменитого актера Юрия Яковлева (Ипполита из "Иронии судьбы") и первой жены Киры Мачульской Алена Яковлева не сразу решила посвятить себя сцене: "Четыре года я проучилась на журфаке МГУ, а потом пошла в Щукинское училище. Если бы не громкая фамилия, в Щуку меня, может, и не приняли бы. А когда я поступила, один из наших педагогов сказал: "Если все должны делать три этюда, вы обязаны - 23. Чтобы не срамить фамилию".
Дочь Андрея Миронова и Екатерины Градовой Мария Миронова в детстве не хотела быть актрисой. Когда ей было 9 лет, Станислав Говорухин предложил ей роль Бэкки Тэтчер в детской приключенческой картине "Приключения Тома Сойера". Большого желания сниматься у девочки не было, но родители решили, что Маша должна быть на съемочной площадке. И только через 10 лет дочка легендарного Андрея Миронова решилась продолжить актерскую династию.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников