И СТАЛЬНЫЕ РЕЛЬСЫ НЕ ВЕЧНЫ

Нынешнее лето для российских железных дорог оказалось самым "горячим" за последние годы.

Нынешнее лето для российских железных дорог оказалось самым "горячим" за последние годы. Впечатление такое, что многие россияне "перегрелись" на курортах Турции, Болгарии и Греции и нынешний свой отдых решили провести на отечественном Черноморском побережье. Во всяком случае, поток пассажиров в эти края удвоился по сравнению с прошлым годом. Только с московских вокзалов ежедневно отправлялись не менее 20 тысяч желающих окунуться в ласковые воды Черного моря. Такой всплеск "патриотизма", естественно, создал определенные трудности железнодорожникам. В немалой степени "помогли" им в этом и авиаторы. В канун летних отпусков они резко взвинтили тарифы на свои услуги. Цены билетов на самолет оказались неподъемными для среднего российского кошелька. Стоимость перелета из Москвы в Адлер, к примеру, колеблется сейчас от 1500 до 2250 рублей. В то время, как проезд в купе пассажирского поезда обходится в 374 рубля, а за мягкую полку в фирменном поезде придется выложить всего 550 целковых. Поэтому многие предпочли креслу в авиалайнере полку в купе под стук колес.
Чтобы справиться с таким наплывом пассажиров, железнодорожники организовали дополнительно 3000 составов, курсировавших в южном направлении. Но вскоре они убедились, что и этого мало. В середине лета на южных маршрутах (Москва - Адлер, Москва - Анапа и Москва - Новороссийск) появилось еще 380 поездов. Всего в летний период по стальным магистралям страны курсировали 4780 дополнительных пассажирских составов.
Такие цифры привел на встрече с журналистами руководитель департамента пассажирских сообщений МПС Валерий Шатаев. При этом он подчеркнул, что все свои обязательства железная дорога выполнила. Мы рассчитывали, что с начала года до конца августа предстоит перевезти 46 млн. пассажиров, сказал он. Ошиблись на миллион. Их оказалось 47 млн., или на 22 процента больше, чем в прошлом году.
МПС обещало, что до конца летних отпусков тарифы на перевозки пассажиров не будут повышаться. И сдержало свое обещание. Железнодорожники взяли на себя расходы по бесплатной доставке во время летних каникул 200 тысяч детей из северных регионов в теплые края. Однако любые резервы, как правило, заканчиваются. Дело в том, что сегодня цена билета в поезде дальнего следования составляет всего 43 процента его фактической стоимости. А в пригородных поездах и того меньше - 22 процента. В результате МПС ежегодно терпит убытки от пассажирских перевозок на дальние расстояния в сумме 3 млрд. рублей. На пригородных направлениях - 5 млрд. рублей. Компенсировать эти потери по закону должны федеральный и региональные бюджеты. Однако за последние десять лет государство ни разу не возвращало деньги железнодорожникам. И как результат - основные фонды отрасли работают на износ.
По словам Валерия Шатаева, парк пассажирских вагонов достиг "пенсионного" возраста - 40 - 50 лет. Большинство вагонов не отвечает возросшим требованиям к качеству обслуживания пассажиров. Проблема еще и в том, что в советские времена в рамках СЭВ вагоны для нашей страны делали в Германии, локомотивы - в Чехословакии. Отечественный тверской завод выполнял вспомогательную роль. Сейчас иное время и другие отношения с зарубежными странами. Необходимо восстанавливать свою промышленность. Первые шаги на этом пути уже сделаны. МПС предложило правительству внести изменения в принятую целевую программу подъема отечественного машиностроения. В частности, увеличить выпуск пассажирских вагонов повышенной комфортности, а также локомотивов на Новочеркасском и Коломенском заводах. Кстати, сработанный в Коломне тепловоз на магистрали Москва-С.-Петербург показал скорость 270 км/час.
Короче, руководители и специалисты МПС пришли к однозначному выводу - отрасль необходимо реформировать. Разделить в ней функции государственного контроля и хозяйственной деятельности. Для этого будет создана компания "Российские железные дороги". Все 100 процентов акций этой компании, куда войдут ж/д магистрали, подвижной состав, предприятия отрасли, будут принадлежать государству без права продажи их частным фирмам и лицам. Министерство же будет осуществлять функцию государственного контроля. Для решения этой проблемы необходимы изменения в российском законодательстве, над чем и работают сейчас службы МПС.
Дело в том, подчеркнул Валерий Шатаев, что железнодорожную сеть ни при каких условиях нельзя приватизировать. Это как государственная граница - дайте мне в собственность метр Транссибирской магистрали, и я в одночасье решу все свои финансовые проблемы.
Говоря о 25-процентном повышении тарифов на пассажирские перевозки дальнего следования, Валерий Шатаев предложил поставить вопрос иначе: хотим ли мы ездить в уютных, комфортабельных вагонах? Если да, то давайте думать, откуда взять на это средства. У железнодорожников только две кассы. Одна берет деньги за доставку грузов, другая - за перевозку пассажиров. Тарифы на грузовые перевозки регулирует государство. Если их увеличить, это сразу же негативно отразится на нашей неокрепшей экономике. Так что, как ни крути, а мы вынуждены увеличивать стоимость проезда в пассажирских поездах. Но и тут есть жесткий регулятор - рынок. По расчетам специалистов, цена билета в купе фирменного поезда от Москвы до Сочи должна быть в пределах 750 рублей. Установи 800 рублей - и железная дорога окажется в проигрыше. Сбавь до 600 рублей - тоже потеряешь.
- Мне недавно звонят из Министерства транспорта, - заметил Валерий Николаевич. - Мол, когда же вы увеличите свои тарифы? У нас пустые самолеты стоят. Вот ведь как обернулось резкое повышение цен на авиабилеты.
Кстати, изменение тарифов коснется только вагонов СВ и купе фирменных поездов дальнего следования (цена проезда в пригородных электричках будет прежней). Полагаем, это не очень затронет пенсионеров, малоимущих граждан, которые не так уж часто ездят к берегам Черного моря и в другие отдаленные места.