КАК НЕ ГИКНУТЬСЯ НА ШВЕРТБОТЕ

ГДЕ И ПОЧЕМ
По статистике, Россия располагает невиданным количеством рек и озер - их

ГДЕ И ПОЧЕМ
По статистике, Россия располагает невиданным количеством рек и озер - их более 70 тысяч. И почти все доступны любителям походов под парусами.
Вспомним, что 10-15 лет назад каждый рулевой, имеющий яхту, обязан был оформить и подписать в разных инстанциях до 10 документов с госпечатью. Иначе не выпустят из гавани.
Теперь же многие процедуры и акты отменены. И за 2 -3 дня яхтсмены с определенным опытом оформляют свой выход в море. Даже где-нибудь у берегов Греции, Италии вполне реально услышать русскую речь на палубе скромной яхты стоимостью порядка 30 тысяч долларов. Что делать, новая эпоха!
К счастью, за последние 3-4 года наметился важный поворот в сторону массового увлечения парусным спортом и просто отдыхом под парусами. Перемены сказываются во всем - в появлении небольших клубов для туристов, верфей и мастерских для строительства малогабаритных яхт.
Так называемые монстры, огромные заводы-верфи перешли на сооружение кораблей по спецзаказам. А крохотные яхты типа "Оптимист" и "Кадет", предназначенные для детей, зачастую собирают в обыкновенных гаражах корабелы-самоучки. И представьте, эти самоделки лихо бегают по волнам.
Ситуация на сегодня такова: самые дешевые яхты - "Кадет" и "Оптимист" - строит верфь в Санкт-Петербурге (их стоимость порядка 60 тысяч рублей), в Таганроге, Екатеринбурге и в Сочи (Лазаревская) верфи специализируются на сооружении крейсерских судов по заказу. Такие яхты предназначены для дальних походов в морских условиях и принимают на борт от 10 до 40 яхтсменов.
А теперь несколько конкретных советов для новичков - любителей парусного спорта. Желающие освоить технику управления яхтой могут обратиться в московские и подмосковные клубы - в школу высшего спортивного мастерства "Водник", "Авангард" (г. Долгопрудный), "Труд".
От Савеловского вокзала можно доехать до станции Водники, где рядом расположено несколько клубов. Здесь за одно лето вы можете получить полный курс юнги, изучить особенности оснастки яхты.
Несколько слов о ценах на новые современные яхты. Одиночка класса "Лазер" - 5 300 долларов, импортная крейсерская яхта с экипажем 5 человек - от 25 до 30 тысяч долларов. А простейшие швертботы обходятся в 300-400 долларов.
Для любителей простых прогулок существуют на водохранилищах и пункты проката. Плавание на один час на швертботе стоит около 300 рублей, плавание на крейсерской яхте, способной принять сразу 8 яхтсменов, - 2 500 рублей.
Самые юные яхтсмены начинают осваивать технику вождения судна в клубах бесплатно: им предоставляют простейшие яхты-одиночки классов "Кадет", "Оптимист".
ДЕРЖИСЬ ЗА ВЕТЕР
На яхте оборудование для обеспечения плавучести должно быть размещено таким образом, чтобы в случае, если яхта перевернется, мачта почти не имела тенденции тонуть, а сама яхта переворачиваться вверх дном.
У большинства судов-швертботов такое оборудование представляет собой воздушные баллоны, расположенные вдоль всей длины бортов. При опрокидывании их корпус настолько сильно поднимается из воды, что тенденция перевернуться вверх дном велика.
Следовательно, нужно располагать баллоны по бокам яхты таким образом, чтобы шверт находился на расстоянии одного фута, когда вы забираетесь на него из воды. Тогда яхту легко снова поставить, а оставшуюся в корпусе воду вычерпать. Лучше всего иметь яхту с двойным дном, поскольку вся вода вытекает через борт или футляр шверта.
Другой недостаток слишком большой плавучести состоит в том, что, если вас выкинет из яхты, она уплывет вперед, и вы не сможете догнать ее.
Можно помещать несколько баллонов в корму и особенно в нос, что очень помогает, если, перевернувшись, вы захотите поставить яхту и идти дальше. Ведь очень важно, чтобы в носу судна не было воды, в противном случае судно будет нырять и снова перевернется.
Если в яхте нет специальных отсосов с клапанами, следует остановиться и вычерпать воду, потому что при наличии воды в трюме очень легко перевернуться.
При поломке мачты лодка может сильно накрениться и зачерпнуть много воды. Если в яхте нет отсосов, придется вычерпывать ее руками.
Поэтому всегда необходимо иметь с собой пластмассовое ведро и губку. Даже если вы остановились и ждете помощи, швертбот необходимо освободить от воды. Если из швертбота выкачивать воду, он будет держаться на воде, как пробка.
ИТАК, СЕМЬ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ СПАСЕНИЯ:
1. Если швертбот опрокинулся, крепко держитесь за него и попытайтесь не упасть в воду, затем как можно быстрее заберитесь на борт и встаньте на шверт.
2. На яхтах-одиночках легче всего забраться на борт, наступив на мачту. Но в таком случае надо быть абсолютно уверенным, что мачта крепко держится. Иначе можно поломать палубу.
3. Если вы перевернулись с выбранным швертом, необходимо, прежде чем забираться на борт, быстро стравить шверт.
4. Если перевернулся швертбот, не имеющий запаса плавучести, он заполнится водой и откачать досуха его не удастся. Тогда потребуется помощь, гонщик должен помочь спасательному катеру, отделив гик от мачты, а затем вынув и мачту.
5. Гик и мачту следует связать и обмотать парусом, положив их вдоль палубы. С подходом спасательного катера гонщик должен бросить ему трос, который всегда необходимо закреплять на носу яхты. Вам следует остаться в лодке и управлять ею. Во время буксировки поднимите шверт и сядьте на корму, чтобы не загружать нос.
6. На швертботе-двойке необходимо снять паруса, и после этого один из гонщиков может перейти в спасательный катер, а другой должен остаться в нем на руле.
7. Нельзя позволять буксировать перевернувшуюся лодку вверх дном или на боку. Это большое напряжение для швертбота, и поломки в таком случае неизбежны.
Перевернуться может даже самый опытный и лучший гонщик, но не спасти лодку может только плохой моряк.
МОРСКАЯ АЗБУКА
Объяснение морских терминов
Бот - общее название небольших гребных, парусных или моторных судов.
Бушприт - горизонтальное или наклонное дерево на носу парусного судна для выноса передних парусов.
Ватерлиния - линия на корпусе судна при сечении его горизонтальной плоскостью, параллельная поверхности спокойной воды.
Ванты - снасти стоячего такелажа, поддерживающие мачту с обоих бортов.
Галфвинд - курс парусного судна относительно ветра, когда он дует под прямым углом к борту, "вполветра".
Грот - парус на грот-матче судов с косым вооружением и нижний парус на такой же мачте у судов с прямым вооружением; косой грот может быть треугольным (бермудский) или четырехугольным (гафельный).
Гик - рангоутное дерево, к которому крепится нижняя шкаторина косого (фока, грота или бизани) паруса.
Кливер - второй от мачты (после стакселя) передний треугольный парус.
Кокпит - углубление в палубе яхты для рулевого и шкотовых.
Лавировка - движение парусного судна против ветра по ломаной линии с переменой галсов.
Латы - тонкие деревянные или пластмассовые дощечки для поддерживания задней шкаторины паруса. Впервые предложены детским яхтсменам Вогтом в 1895 г. Сквозные латы проходят через весь парус - от задней до передней шкаторины.
"Пузо" - так называют мягкую часть паруса, выкроенную и сшитую таким образом, чтобы парус имел определенный аэродинамический профиль.
Стаксель - первый (от мачты) передний треугольный парус, косые паруса между мачтами.
Стеньга - часть рангоута, служащая продолжением мачты.
Такелаж - снасти, обеспечивающие неподвижное крепление рангоута (стоячий такелаж), постановку и управление парусами (бегучий такелаж).
Узел - единица скорости, равная одной морской миле (1853,2 м) в час.
Фал - снасть для подъема парусов, рангоута и флагов.
Фордевинд - курс яхты относительно ветра, когда он дует в корму; попутный ветер.
Форштевень - деталь судового набора, определяющая форму носа или носового свеса; носовая оконечность судна.
Шверт - выдвижной (опускающийся или вращающийся) противодрейфный киль в виде металлического листа или деревянной доски.
Швертбот - яхта с небольшой осадкой, снабженная швертом.
Шкаторина - край паруса, обшитый специальным образом.
Шкот - снасть, служащая для управления парусами.
Анатолий ШЕЛУХИН