ПОЖАР НА "ВИКТОРИИ"

В ночь с минувшей субботы на воскресенье на борту танкера "Виктория", который стоял у волжского причала города Октябрьска, из-за взрыва в машинном отделении вспыхнул пожар. Пламя мгновенно охватило кормовую и центральную части судна. Матрос Сергей Прасюк, который находился в машинном отделении, погиб.

Город в ту ночь не спал. Причал находится невдалеке от жилых домов, так что людям было не до сна. То и дело звучали сирены пожарных машин, прибывавших из Самары, Сызрани, Тольятти и других городов. Более пятидесяти единиц техники, свыше двухсот человек участвовало в тушении пожара, которому была присвоена высшая категория сложности.
- Сначала мы выполнили свою главную задачу - эвакуировали двенадцать членов экипажа, находившихся на судне, - говорит первый заместитель начальника Главного управления по делам гражданской обороны и ЧС по Самарской области Владимир Евдокимов. Сделали это вовремя, потому что на танкере вскоре раздались два мощных хлопка. Как предполагают, это взорвались танки с нефтью. Пламя, и без того бушевавшее в полную силу, взлетело еще выше.
По словам заместителя главы Октябрьска Алексея Евлахова, жилые постройки от пожара не пострадали, хотя и находились невдалеке. Сколько тонн нефти вытекло в Волгу, пока неизвестно...
Экологический и прочий ущерб еще предстоит определить. Известно только, что двое пожарных - Алексей Рожков и Алексей Корсеев - получили тяжелые травмы при выбросах нефти из танков и сейчас находятся в больнице. Пожар бушевал до понедельника. В шесть тридцать утра удалось погасить последние очаги и заделать пробоины в корпусе судна, из которых хлестала нефть. Пятно километровой длины вытянулось по течению реки в сторону Сызрани.
Собственно, течение реки здесь условное, ведь Октябрьск находится на берегу Саратовского водохранилища. Места здесь удивительной красоты. На другой стороне Волги заливные луга, протоки, старицы... Здесь вьют гнезда многие перелетные птицы. Здесь излюбленное место для рыбалки и отдыха жителей Сызрани и Октябрьска.
Нефтяное пятно, чтобы сократить экологический ущерб, огородили специальными бонами. Нефть начали вылавливать. Одновременно с двух катеров и с берега мощные струи воды остужают корпус танкера. Он накалился так, что самостоятельно может остывать немало дней.
- Ничего подобного за последние годы я не помню, - сказал мне директор Института экологии Волжского бассейна Геннадий Розенберг. В какой мере пострадали флора и фауна реки? Нефть в волжскую воду попадает часто. Проливают танкеры, прочие речные суда. Даже моторные лодки оставляют бензиновые пятна. А экологическая ситуация на Волге и без того критическая. "Труд" не раз писал о том, что в результате загрязнения промышленными и прочими отходами гибнет великая русская река. Исчезли осетровые виды рыб, которые обитали здесь на протяжении тысячелетий. В окрестностях Самары и Тольятти немало мест, где загрязнение настолько велико, что можно говорить об экологическом бедствии.
И вот еще одно ЧП...
Как сообщил прокурор Октябрьска Дмитрий Гурулев, транспортная и природоохранные прокуратуры сейчас занимаются установлением причин пожара.
По самому судну сведения пока противоречивые. Владелец якобы находится на Кипре, порт приписки - Махачкала, а фирма, которая заказывала доставку нефти, - в Москве. И хотя правоохранительные органы пока воздерживаются от оценок, виной экологического бедствия стал, скорее всего, все тот же пресловутый человеческий фактор. Сами по себе взрывы в машинном отделении, как правило, не происходят, нефть тоже ни с того ни с сего не загорается. Но все-таки подождем выводов следствия.