КАК МЫ ИДЕМ К ЛУЧШЕЙ ДОЛЕ?

Впервые после деноминации, проведенной более пяти лет назад (тогда, напомню, с банкнот убрали три нуля), средний денежный доход россиян преодолел в июле нынешнего года 5 000-рублевую планку. Точная сумма составила 5 219 целковых. В пересчете - 172 доллара. Тоже своего рода рекорд.

Не "подкачала" и средняя июльская зарплата - 5 661 рубль. Между прочим, в официальных долгосрочных проектировках, утвержденных всего-то три года назад, столь весомая получка прогнозировалась не ранее 2005-го. Выходит, движемся мы пока с изрядным опережением графика.
И все бы хорошо, не будь одной существенной закавыки: доходы и зарплата растут гораздо быстрее у состоятельных граждан, чем у низкооплачиваемых. Поэтому и масштабы бедности сокращаются медленно. Дифференциация в уровне жизни ярко видна при сравнении регионов. На одних территориях большинство населения - в бедности, другие регионы постепенно выбираются из трясины, третьи уже заметно ушли вперед. Трудно понять, как возможны такие колоссальные социальные "перепады" на территории одного и того же государства.
Знать социальную ситуацию в "территориальном разрезе" важно и для властей, и для общества. Однако официальные данные по регионам перестали поступать в правительство и публиковаться, начиная с 2001-го, из-за перехода на новую, более объективную методику расчетов, которая потребовала большой подготовительной работы в субъектах Федерации. Сейчас Госкомстат завершает подготовку аналитических материалов о ситуации по итогам широкомасштабных обследований в 2002 году. Эксклюзивные данные, предоставленные по просьбе редакции статистическим ведомством, свидетельствуют, что движение регионов к лучшей жизни идет с разной скоростью. И в целом, несмотря на определенный прогресс, положение в большинстве субъектов Федерации продолжает оставаться сложным.
Среди "отстающих" - Ивановская область, Ингушская Республика, Агинский-Бурятский, Коми-Пермяцкий, Эвенкийский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа (а.о.), где общий уровень среднедушевых денежных доходов в 2002-м не дотягивал даже до прожиточного минимума. То есть здесь речь, по сути, идет о массовой нищете. А на другом полюсе - Тюменская область, в том числе Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Карелия, Москва, Санкт-Петербург, Коми. В этих регионах бедствующих тоже хватает, но все же масштабы социального неблагополучия во много раз меньше. Самая высокая средняя начисленная зарплата - в Ямало-Ненецком автономном округе: в мае 2003-го она составила 19200 рублей. А самая низкая - в Дагестане (2223 рубля).
Используя полученные статистические данные, мы распределили регионы по четырем группам - для большей наглядности. Две "верхние" и самая "нижняя" представлены в таблицах, которые публикуются впервые.
В целях экономии газетного места не публикуется список из оставшихся 58 регионов (самая большая группа), в которых численность бедных превышает средний уровень по стране, но не зашкаливает за 50-процентную планку. В большинстве этих субъектов Федерации ситуация в социальной сфере остается достаточно тяжелой. В Новосибирской, Амурской, Курганской, Ульяновской, Ленинградской, Тверской областях, республиках Дагестан, Мордовия, Чувашия, Тува, в Приморском крае, Корякском и Чукотском автономных округах численность остронуждающихся жителей составляла в прошлом году более 40 процентов. В целом же три четверти территорий страны по масштабам бедности обгоняют общероссийский показатель...
Оппоненты могут возразить: если проанализировать более длительный период, то не трудно заметить, что почти во всех субъектах Федерации из года в год малообеспеченных становится все меньше. То есть тенденция положительная. Что ж, это так, но перемены к лучшему происходят пока слишком медленно. В Ивановской области, например, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась за два года всего на 2,5 процентного пункта (с 69,9 процента до 67,4), в Костромской - на 1,3 пункта, в Адыгее - на 1,6... А в Калининградской области, Коми-Пермяцком и Таймырском автономных округах бедных по сравнению с 2000-м стало даже побольше. Региональные власти в подобных случаях обычно ссылаются на объективные причины. И их действительно немало. Но, как показывает практика, очень многое зависит как раз от эффективности управления на местах, выбранных ориентиров, работоспособности команды.
О том, что добиться заметных сдвигов в социальной сфере вполне реально, свидетельствует опыт 15 территорий, где за два года удалось снизить численность остро нуждающихся граждан на 15 - 28 процентных пунктов. Один из таких регионов - Читинская область. В 2000-м здесь за чертой бедности прозябало 77,9 процента жителей, то есть более чем три четверти населения. А в 2002-м этот показатель уменьшился до 57,3. Тоже, понятно, не повод для радостных рапортов, но все-таки четверть миллиона жителей области вырвались из унизительной нищеты. В регионе взят курс на развитие малого бизнеса (объем продукции в этом секторе вырос в январе - июне нынешнего года на 20,8 процента), привлечение инвестиций, расширение экспортных поставок, в том числе в Китай, Францию, Великобританию. Помимо древесины, кожевенного сырья, металлов, за рубеж идут поставки с предприятий машиностроения, химической промышленности. Общий рост выпуска продукции в Читинской области за первое полугодие 2003-го составил более 16 процентов. Вот и ответ - откуда здесь заметные подвижки в социальной сфере.
Еще более показателен пример Омской области. Два года назад почти у половины населения доходы были ниже прожиточного минимума. Сегодня таких остро нуждающихся - менее четверти жителей.
Один из губернаторов как-то сказал мне: "Чтобы быстрее выбраться из нищеты, нужны всего четыре условия: дать людям работать и зарабатывать, не допускать чиновничьего произвола, умело привлекать в область инвестиции и чтобы центр не отбирал себе слишком много денег". Конечно, не так просто реализовать все это на практике, но ведь у кого-то получается... В любом случае отстающим регионам надо выбираться из нищеты как можно быстрее. Реформы в стране идут уже 12-й год. Откладывать улучшение жизни 30 миллионов нынче бедствующих россиян на "потом" невозможно.
ЧИСЛЕННОСТЬ РОССИЯН С ДЕНЕЖНЫМИ ДОХОДАМИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ПО РЕГИОНАМ
(2002 г.; в процентах от общей численности населения в каждом субъекте РФ)
I группа (за чертой бедности - пятая часть жителей или меньше):
Тюменская область 16,1 процента остро нуждающихся
в том числе:
Ханты-Мансийский а.о. 11,8 Карелия 20
Ямало-Ненецкий а.о. 7,6 Москва 21
Санкт-Петербург 21,1
II группа (масштабы бедности в регионе - ниже или на уровне средних показателей по России):
Ярославская область 21,4 Татария 24,0
Коми 21,5 Пермская область 24,1
Тульская область 22,1 Омская область 24,3
Нижегородская область 22,9 Мурманская область 24,5
Башкирия 23,1 Свердловская область 24,9
Томская область 23,3 Северная Осетия - Алания 24,9
Кемеровская область 23,5 Белгородская область 25,0
Саха (Якутия) 23,8
Аутсайдеры
(более половины населения - за чертой бедности):
Республика Марий Эл 54,7 Коми-Пермяцкий а.о. 70,4
Читинская область 57,3 Агинский-Бурятский а.о. 74,5
Республика Калмыкия 57,4 Усть-Ордынский
Ивановская область 67,4 Бурятский а.о. 82,7
Эвенкийский а.о. 67,8 Ингушская Республика 87,6
Российская Федерация (в целом) 25