"БЛАГОДАТЬ" ПОД ГИПНОЗОМ

Смутное время разгула на России сомнительных культов, видимо, завершается. И слава Богу - слишком часто тяга к духовной экзотике оборачивалась изломанными судьбами. Однако после того как закон "О свободе совести и о религиозных организациях" возвел на пути новоявленных мессий ряд барьеров, они, чтобы обойти их, стали объявлять свои организации не религиозными, а общественными. Те же руководители и те же последователи - только вот новый статус позволял таким "обществам", "фондам" и "клубам" проникать туда, куда вход им должен быть, по закону, закрыт...

Эта проблема хорошо знакома работникам органов юстиции. Заранее узнать, чем именно займется возникающая общественная организация, - невозможно. Истина открывается только "по факту", и чтобы добиться прекращения незаконной деятельности - готовься к судебным процессам. А они отнюдь не просты. "Я не пастор, а председатель. У нас не богослужения, а собрания" - такие тезисы нередко сбивают с толку провинциальную Фемиду. Поэтому столь важен успех, достигнутый в Ярославле, где секта пятидесятников занималась распространением религиозных взглядов не только от собственного имени, но и через "свою" общественную организацию. Только вот чтобы доказать это, потребовалось два года.
...В 1991 году с подачи иностранных "проповедников" в Ярославле появился центр "Новое поколение". Людей собирали в залах, где они под примитивные песни, притопы и прихлопы "славили Бога". Некоторые, войдя в транс, падали на пол и корчились, издавая бессвязные звуки - это именовалось "говорением на ангельских языках". Организация была агрессивна по отношению к православию и русской культуре. Причем "Новое поколение" проводило вербовку прямо на улице. Это вызывало растущее беспокойство горожан. По их заявлениям прокуратура неоднократно устраивала проверки и трижды расследовала самоубийства прихожанок "Нового поколения". В 1996 году ярославские медики вынесли официальное заключение, что в своей деятельности объединение использует методы гипнотического внушения. К аналогичному выводу пришли специалисты из столичного Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского. Желающих принять "благодать" заметно поубавилось...
В 1998 году, после перерегистрации, "Новое поколение" стало именоваться объединением христиан веры евангельской - пятидесятников. И тогда же, вероятно, здесь придумали светские по форме, но религиозные по содержанию акции. Была разработана программа "Наркотики - удовольствие или смерть?". С одной стороны, она призывала к здоровому образу жизни. С другой - сообщала, что единственное спасение от анаши, героина и прочей дури - вера, обрести которую можно только в "Новом поколении". Однако первый же блин вышел комом. Выступление "борцов с наркотиками" перед детьми из средней школы N2 поселка Борисоглебского взбудоражило родителей. Узнав, что речь идет о скандально известной структуре, они забили тревогу. Департамент образования запретил программу в учебных заведениях. И "борцы" стали искать новую вывеску.
В качестве "крыши" был избран Центр творческой молодежи (ЦТМ). Зарегистрированный как общественная организация, он первоначально занимался поддержкой юных ярославских талантов. Затем его актив попал под влияние "Нового поколения", но об этом знал узкий круг лиц.
Весной 2000 года ЦТМ объявил программу "Наркотики - удовольствие или смерть?" от своего имени. Прямо на улицах энтузиасты крутили фильм про то, что спасти от "травки" может только вера - отнюдь не православного свойства. Об этом же пели доморощенные ансамбли, а ораторы вещали, что принимали наркотики, но исцелились, став прихожанами "Нового поколения". Детям раздавали кассеты с записями, молодежь постарше приглашали "продолжить разговор в церкви". В некоторых учебных заведениях посчитали, что раз против наркотиков - значит, правильно, добро пожаловать к детям. Даже не прослушав "лекций", директора охотно подписывали благодарности, и ЦТМ набрал немало "верительных грамот". А они, как ключик, открывали очередные двери...
Это продолжалось до тех пор, пока "христиане-общественники" не добрались до ярославской школы N17. После лекции ребятишек пригласили на беседу, и там "борец" из ЦТМ увлекся - предложил детям склонить головы и прочитал над ними некие молитвы. Отец одной из школьниц Владимир Цыпелев, заподозрив недоброе, обратился в районный отдел образования, а оттуда его заявление переправили в управление Министерства юстиции РФ по Ярославской области, регистрировавшее Центр творческой молодежи. Весной 2001 года этим ведомством и прокуратурой была проведена проверка, подтвердившая: под видом борьбы с наркотиками идет масштабная агитация за некую "спасительную веру".
- Позиция государства здесь ясна. Есть общественные организации и есть религиозные. Их четко разделяют и Конституция, и российское законодательство. Хочешь проповедовать - создавай религиозное объединение. Но коль организация зарегистрирована в качестве общественной, то по своему уставу и закону не имеет права вести подобную деятельность. Поэтому весной 2001 года мы вынесли в адрес ЦТМ официальное предупреждение, - говорит начальник управления Минюста РФ по Ярославской области Лев Хориков.
В ответ ЦТМ заявил - его-де оклеветали, "Новое поколение" ни при чем - и подал в суд иск об отмене предупреждения. На помощь призвал опытных московских адвокатов, между прочим известных тем, что за последние годы более 30 раз отстаивали в судах интересы разного рода сектантских структур. Причем нередко удачно, поскольку у провинциальной Фемиды навыков рассмотрения подобных дел совсем мало.
Явно отсутствовали они и у Кировского районного суда Ярославля. Два года здесь выясняли, чем именно занимался ЦТМ. Религиозную направленность "антинаркотических" акций доказывали представители прокуратуры и управления юстиции, подтверждали авторитетные свидетели - председатель Комитета по молодежной политике мэрии Ярославля, заместитель главврача областной наркологической больницы, журналисты. Но адвокаты умело уводили суд в юридические дебри, в терминологические хитросплетения, и он трижды оправдывал ЦТМ, констатируя, что тот проводил "светские" мероприятия. Создавался крайне сомнительный прецедент. Ссылаясь на него, любые секты могли бы получить возможность сколачивать под себя общественные организации и вести через них обработку населения.
Реакция просвещенных ярославцев на решения суда была, разумеется, негативной. В городе был организован пикет протеста против действий вербовщиков.
Точку в двухлетнем споре поставил областной суд. Он отменил прежнее районное решение, поддержав претензии управления юстиции к Центру творческой молодежи. И установил, что ЦТМ вел незаконную религиозную пропаганду в интересах "Нового поколения" (которое, кстати, вновь перерегистрировалось и нескромно именуется "Церковью Божьей")...
- Результаты разбирательства вызовут интерес далеко за пределами области, - говорит Елена Нестерова, начальник отдела регистрации общественных и религиозных объединений областного управления юстиции. - Теперь наши коллеги из других регионов могут учитывать мнение Ярославского областного суда, который признал недопустимым использование статуса общественных организаций для систематического распространения религиозных идей. И смогут ссылаться на него в аналогичных процессах.
Впрочем, адвокаты ЦТМ пока не успокоились. Они намерены опротестовать вердикт в Страсбургском суде по правам человека...