Несмотря на массовую приватизацию в начале 90-х, в руках у государства еще осталось немало собственности. Прежде всего это 9 860 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПы), а также пакеты акций в 4 205 акционерных обществах. Но большая часть этой собственности давно тяготит правительство, поскольку доходы от управления госпредприятиями и госпакетами акций не покрывают затрат на содержание госсектора. Приходится каждый год искать в бюджете деньги, чтобы поддержать госпредприятия на плаву.
Почему так происходит? Подавляющее число ФГУПов относится к военно-промышленному комплексу. Как мы помним, по "оборонке" кризис ударил больнее всего, потому что госзаказ резко сократился, а экспорт резко свернулся. Ракетные комплексы и танки не продашь на придорожном рынке, как кастрюли, хрусталь или колбасу...
Что касается пакетов государственных акций, то правительство так и не придумало, как ими управлять. Практика назначения представителя государства изначально была порочна. Высокий чиновник, будучи членом дюжины советов директоров, просто физически не мог вникнуть в непростые дела предприятия. Что, впрочем, не мешало нередко использовать эту формальную должность в корыстных целях. Первый зам. главы Минимущества Александр Браверман откровенно признал: "Мы имеем примеры, когда чиновники поочередно прислоняются к той или иной группе акционеров и не всегда делают это бескорыстно". А если пакет перейдет в частные руки, то и почвы для коррупции не станет.
Сейчас процесс разгосударствления идет на более чем 2 тысячах унитарных предприятий и АО. По планам Минимущества, в 2004 году в частную собственность перейдет около тысячи ФГУПов. Попутно надлежит приватизировать 629 акционерных обществ, где пакеты государства в уставном капитале меньше 25 процентов - за исключением "стратегически важных". Заметим, что в последний момент из списка предприятий, подлежащих приватизации, была вычеркнута корпорация "МиГ", выпускающая боевые самолеты.
Потом дойдет очередь до более крупных кусков собственности. В 2005 году намечается приватизировать предприятия, где госпакеты составляют от 25 до 50 процентов. В этом списке весьма привлекательные активы машиностроительных и энергетических предприятий, строительного комплекса, рыбоперерабатывающих компаний. В 2006 году планируется продавать пакеты акций тех авиазаводов, которые не являются стратегически важными для безопасности страны, а также предприятий нефтехимии и геологии.
Как ожидается, приватизация госсобственности в ближайшие три года будет приносить в казну по 35 - 40 миллиардов рублей. Цифра не впечатляет - особенно если учесть, что речь идет о тысячах предприятий, многие из которых обладают уникальными технологиями. Видимо, поэтому представители Минимущества не устают повторять, что продаются пакеты акций и целые заводы не для того, чтобы как можно больше денег выручить. Основной задачей, по выражению А.Бравермана, является "максимизация вклада приватизации в рост ВВП и российской экономики в целом". То есть правительство надеется, что в руках частников предприятия начнут работать эффективно, приумножая доходы своих новых хозяев, которые будут инвестировать деньги в производство и платить налоги в казну.
Помнится, в начале реформ целью приватизации тоже провозглашали создание эффективных собственников. В результате госпредприятия за бесценок ушли в частные руки, иные прямо причастные к процессу граждане сказочно разбогатели и стали именоваться олигархами. А денежные потоки, которых так не хватало российской экономике, почему-то в изрядной степени ушли за кордон.
Как бы снова не просчитаться.