05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РЫБЫ ХОТЬ ПРУД ПРУДИ

Владимирова Елена
Опубликовано 01:01 02 Сентября 2003г.
Новая концепция развития рыбного хозяйства, проект которой скоро рассмотрит правительство, отменяет с 2004 года аукционы по продаже квот на добычу морских биоресурсов. В рыбодобывающих регионах это решение приветствуют, но новый механизм распределения квот вызывает раздражение, так как право распоряжаться основными ресурсами правительство оставляет за собой. Центр и регионы вот уже 10 лет не могут поделить плавающую в море рыбу. За это время уловы упали, а импорт морепродуктов, наоборот, вырос почти втрое.

Ну никак у нас рыба не поддается "разделке". Когда на московских биржах продавались промышленные квоты на биоресурсы, рыбаки при поддержке местных властей не раз устраивали акции протеста. Ведь многие рыбодобывающие предприятия не могли квоты выкупить, так как "живые" деньги видят только после путины. Да и благополучным компаниям не нравилось платить авансом - за еще не пойманную рыбу. Поэтому очень скоро многие стали рассматривать квоты как пропуск в море, где можно возместить убытки незаконным ловом. Браконьерство приобрело невиданный размах.
Но Минэкономразвития отстаивало практику аукционов и отчитывалось о прибыли, которую они приносят в казну. В 2001 году от рыбных торгов государство получило свыше 5,8 миллиарда рублей, в 2002-м - 10,6 миллиарда, в нынешнем - уже 17 млрд. А ситуация в отрасли с каждым годом ухудшалась. По сравнению с началом 90-х годов объемы вылова рыбы сократились в два с лишним раза. Физический износ производственных фондов уже превышает 50 процентов.
Горькой пилюлей для рыбных регионов стало принятие в первом чтении 31-й главы Налогового кодекса, согласно которой все рыбаки обязаны платить государству налог за право пользования биоресурсами. Если бы правительство оставило в силе еще и аукционное распределение квот наиболее ликвидных ресурсов, то тогда бы точно прогорели большинство рыболовецких компаний, а оставшиеся занялись бы браконьерством с удвоенным рвением.
Срочно потребовалась новая концепция развития отрасли, которую и сверстали в сжатые сроки. Согласно проекту документа, выделены четыре категории прав на добычу. Промышленные квоты в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе распределять будет федеральная комиссия (на их долю приходится 70 процентов улова); промышленные квоты для прибрежного рыболовства разрешено распределять регионам (20 процентов улова). Остальное по мелочи - то, что выделяется по межправительственным соглашениям на добычу в дальних морях, а также квоты научно-исследовательские и для народов Севера.
Для справки скажем, что прибрежная зона - это 12 миль, исключительная экономическая зона - 200 миль. Именно в последней добывается 75 процентов биоресурсов, в том числе - почти весь минтай. И вот теперь, согласно проекту, к добыче наиболее ликвидных ресурсов в исключительной экономической зоне будут допускать на конкурсной основе только так называемых "традиционных пользователей". Речь идет о компаниях, которые в течение 2001-2003 годов регулярно участвовали в аукционах и выкупали квоты.
В рыбодобывающих регионах это решение встретили в штыки. На совещании в Госкомрыболовстве, где обсуждалась новая концепция, вице-губернатор Корякского округа Владимир Шевеленко заявил, что квоты на добычу зачастую скупались предприятиями, которые зарегистрированы, как он выразился, "в местах, от моря очень далеких". И занимаются они сейчас чем угодно, только не морским промыслом. Получается, что те, кто реально ведет добычу, в итоге опять могут остаться ни с чем.
Такого же мнения придерживаются и дальневосточники с мурманчанами. Кстати, руководители Мурманской, Калининградской, Архангельской областей и Карелии раскритиковали проект новой концепции развития рыбного хозяйства в письме, адресованном премьеру Михаилу Касьянову. Они выразили сожаление, что субъекты Федерации будут лишены возможности участвовать в наделении квотами своих рыбодобывающих предприятий в исключительной экономической зоне РФ.
В Госкомрыболовстве, напротив, считают, что новая концепция поможет вдвое увеличить вылов рыбы. Согласно проекту добыча ее в прибрежных морских зонах к 2020 году тоже вырастет более чем в полтора раза. Правда, ни в правительстве, ни в рыбном ведомстве никто не может сказать, сколько же точно мы сейчас ловим. Как признал в докладе на заседании кабинета руководитель Госкомрыболовства Александр Моисеев, "оценить реальные параметры экономической деятельности рыбохозяйственного комплекса практически невозможно". Надо понимать так, что отрасль ушла глубоко в "тень". Теперь с помощью новой концепции, которая призвана "сформировать прозрачные и экономически справедливые механизмы распределения ресурсов", правительство в очередной раз попытается вытащить рыбный промысел на свет Божий.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Леонид ХОЛОД, зам. председателя Госкомрыболовства:
- В новой концепции предложен гораздо более цивилизованный механизм распределения ресурсов. Заметьте: участки прибрежного рыболовства будут представляться российским пользователям на конкурсной основе и, что самое важное, сроком не на один год, а на пять лет. Это заставит каждого, кто забрасывает сети, учиться беречь морские ресурсы.
Мы, конечно, по возможности учтем замечания с мест. Однако по закону управлять ресурсами в исключительной экономической зоне - все же право государства. Хотя никто не собирается отстранять представителей регионов от участия в работе специальной комиссии, которая будет распределять биоресурсы в этой зоне.
А что идет такой горячий спор вокруг так называемой "рыбной ренты", нас не удивляет. В рыбной отрасли, в отличие, например, от аграрной, всегда имело место вольнодумство.
Александр РОДИН, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров:
- Нельзя принимать концепцию впопыхах. Я предлагаю создать рабочую группу и подготовить альтернативный проект. Дележка квот - это лишь часть вопроса, притом далеко не главная. Где экономика? Почему не прописано, как мы будем заниматься воспроизводством ресурсов, стимулировать природоохранные мероприятия и саму добычу рыбы?
По логике вещей, если компания строит судно на свои деньги, то она должна иметь льготы в получении квот. Между прочим, новое судно стоит от 20 до 40 миллионов долларов. И 70 процентов нашего флота нуждается в обновлении. А как это делать, за чей счет? Ничего этого в концепции нет. Из нее только одно ясно: бедный так и останется бедным, а богатый будет и дальше богатеть.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников