ЮРИЙ ШЕВЧУК: В РОССИИ - ПОПСОВЫЙ ТОТАЛИТАРИЗМ

Окончив художественно-графическое отделение Уфимского пединститута, Юрий Шевчук несколько лет преподавал рисование в сельских школах. В тихой сельской глуши будущий лидер группы "ДДТ" и начал сочинять песни в духе входившего тогда в моду рок-н-ролла. Сегодня на просторах СНГ, пожалуй, нет человека, который бы не слышал его песен "Родина", "В последнюю осень", "Дождь", "Черный пес Петербург", "Что такое осень", "Рожденный в СССР"... Петербуржец с 20-летним стажем, Шевчук, чтобы чувствовать себя в шоу-бизнесе независимым, основал собственную студию по выпуску пластинок и компакт-дисков. В начале лета в числе создателей 10-серийного документального фильма "Земное и небесное" (об истории православия в стране) музыкант получил церковные награды из рук Патриарха Алексия II. А совсем недавно Юрий принял участие в IV Международном фестивале "Музыка Большого Эрмитажа", что прошел в Зимнем дворце, где спел в музыкальной мистерии "Древо жизни" на музыку и стихи классиков ХХ века. С классики и начался наш разговор.

- Юрий Юлианович, это правда, что вам предлагали сыграть в новом 30-серийном телефильме Натальи Бондарчук о Пушкине роль поэта?
- Бред какой-то. Хотя не буду скрывать, Наталья Сергеевна очень хочет меня видеть в своей картине. Фильм будет большим - вся история Пушкина, очень подробно пересказанная. Там использованы 20 тысяч архивных томов. Уже отснята сцена дуэли, где впервые в нашем кино показано, как смертельно раненный Пушкин кричит и ругается по-французски, кровь свою сгребает со снега. В каждом кадре соблюдена историческая точность. Себе я попросил какую-нибудь маленькую роль. Чтоб сразу убили и я бы долго не мучился.
- Вы там будете петь?
- Наверное, напишу пару романсов на стихи Дениса Давыдова или еще кого-то из представителей пушкинской эпохи. У меня сейчас в кино очень много работы. Весь январь снимался в многосерийном фильме об истории Русской православной церкви: от крещения Руси до наших дней. Я был ведущим одной из "питерских" серий, охватывающих синодальный период, отмену патриаршества, введение Петром Первым Синода, потом восстание декабристов, Николай I, Александр I, масоны... Снимали в Кронштадте, Петропавловском соборе, на Сенатской площади и в других уголках Петербурга. Мне понравилось. Я старый болтун. Тема хорошая, а на хорошую тему поговорить всегда приятно.
- Кто писал текст?
- Это делали сценаристы, а также историки православной церкви. Но, понимаете, сценарий писали москвичи, и они, на мой взгляд, весьма злобно относились к Петру. В тексте это проскальзывало. Я сказал, что не согласен, дописал свои ремарки, с ними согласились. Петр все-таки не был антихристом. Синодальный переход для того времени был необходим. Упразднив патриаршество, Петр как великий политик устранил оппозицию, которая мешала строить новую страну.
- После таких высот духа не кажется ли вам мелкотемьем ваша борьба с попсой?
- Нет, дело правильное. Если врубиться...
- Многие считают, что в этом деле Шевчук перегибает палку...
- Так говорят духовные импотенты, им уже все по фигу: что рок, что попса... Им наплевать, какой будет страна лет через десять. А мне не все равно. И многим ребятам тоже. Кстати, мне сейчас интереснее общаться с молодыми музыкантами, которые похожи на нас молодых. А я, может, таким и остался. И охотнее общаюсь с новым поколением, чем со своими коллегами, пардон, старыми пердунами, которые сидят и ни во что не ввязываются. Ведь больно смотреть, как страна деградирует... То, что день за днем крутят по ТВ, - это же просто ужас! Пусть я не смотрю телевизор, но миллионы же людей смотрят.
В ХIХ веке известный историк Иван Прыжов писал: "Когда в песнях, которые поет страна, нет духа, этот дух исчезает и из народа тоже". В том, что сегодня выдает радио и телеэфир, если и есть "дух", то он измеряется песчинками. Мне понравилось высказывание одного лондонского театрального режиссера, который недавно посетовал, что из английского театра уходит социальность. Это действительно ужасно. Искусство не должно быть насквозь социализировано, но и от жизни ему нельзя отрываться. А когда некоторые мои коллеги заявляют: "С попсой воюешь - фигней занимаешься!" - значит, они оторваны от жизни. И это уже не звонок, а сирена.
- Вы легко находите общий язык с новым поколением рок-музыкантов?
- Конечно. Правда, меня обвиняют, что я критикую горячо любимого богемой Шнура, лидера группы "Ленинград". Но мне просто обидно, что такие, безусловно, талантливые музыканты потакают вкусам не самой лучшей части толпы, тем, кому только подавай водку да примитивные зрелища. А вот с такими молодежными группами, как "Пилот", "Король и Шут", у нас много общего, потому что эти ребята не опускают, а, наоборот, поднимают, тащат толпу к своему уровню. Это и есть искусство, художественная жизнь. А не веселуха ради веселухи. Сейчас в России засилье попсового тоталитаризма. Поймите меня правильно, я не против эстрады. Меня возмущает, что для хорошей, живой музыки нет места в эфире. Раньше нас глушили бравурными маршами, а сейчас - попсой. Дайте альтернативу! Вот за что мы бьемся.
- То есть проблема не конкретно в "разборке" Шевчука с Киркоровым, а глубже...
- Я не настолько мелок, чтобы опускаться до ругани с Киркоровым.
- Почему у "ДДТ" в последние годы не появилось такого всенародного хита, как "Осень"?
- Песня "Осень" чуть было нас не похоронила. Поняв серьезность этой угрозы, мы года два вообще ее не исполняли, пытались побороть ее влияние и самим выжить как коллектив. Вот неплохая была группа "Иглз", но она не смогла побороть свою песню "Отель "Калифорния", и, кроме этой песни, мы не знаем ни одной заметной вещи из репертуара этой команды. А для "ДДТ" нет заветных песен. Есть просто жизнь, в которой мы где-то скоморохи, где-то летописцы. Иногда это тяжело, иногда грустно, порой весело... Но я дорожу всем этим и даже своими ошибками. Если бы их не было, то чем бы мы мерили добро в нас, как бы делали для себя какие-то важные выводы?
- А как к попсе относится ваш 16-летний сын Петруша, который сейчас учится в Кронштадтском кадетском корпусе?
- Мой сын даже более альтернативен, чем я. Меня, к счастью, попсой не называет, но говорит: "Папа, ты чересчур романтичен! А жизнь суровей!" Я пару раз брал его с собой на съемки. Считаю, что родители должны открывать своим детям то настоящее, светлое, что они сами ценят.
- Юра, не сочтите за нетактичность, но я слышал, что ваш второй, внебрачный ребенок живет в Германии...
- Нет, сейчас уже - в России. Все, слава Богу, нормально. Но говорить об этом сейчас не хочу.
- Вы находитесь в прекрасной физической форме. Откройте секрет.
- По утрам делаю зарядку: луплю по большому, килограммов восемьдесят, мешку, подвешенному на цепи. За тридцать-сорок минут скидываю пару килограммов. И злость проходит... Ничего, что я иногда ругаюсь, кричу, машу руками. Это - от избытка положительной в целом энергии. И ребята в "ДДТ" такие же жизнелюбивые.
- В прессе писали, что вы купили шикарную квартиру в доме на Фонтанке и закатили там евроремонт, который испортил потолки и стены в соседних коммуналках...
- Очередная клюква. В той квартире обитают мои родственники, я всего лишь помогаю им. Сам же по-прежнему живу на Васильевском острове. Адрес простой - 15-я линия. Но большую часть свободного времени провожу за городом. Зимой там особенно хорошо. Нет вездесущих туристов. Мне иеромонах-схимник сказал: "Одиночества боится тот человек, которому просто страшно в душу свою глядеть, потому что там столько грязи и дряни. Поэтому он и забивает свою жизнь суетой и ненужным общением". Я полностью с этим согласен. В одиночестве нет ничего плохого. Это, в нормальном случае, тоже некое общение с самим собой, с внешним миром и с Богом.
- Недавно власти Санкт-Петербурга разрешили провести на Дворцовой площади концерт Пола Маккартни. А вот вам в прошлом году отказали в проведении рок-фестиваля. Не обидно?
- Врать не буду - я расстроился. Мы ведь целый год готовились, собрали 400 киловатт звука. На юбилей города это была бы действительно достойная молодежная акция. Было много придумок, сюрпризов, но все рухнуло за неделю до начала. Чиновники-бюрократы перепугались большого скопления народа и запретили. Это из русской серии "как бы чего не вышло". Мы ведь не просили Дворцовую. Рок-фестиваль должен был пройти на стадионе имени Кирова. Осталось полгрузовика афиш, которые не успели расклеить. Кстати, мы и Маккартни к себе приглашали. Но его продюсеры запросили гонорар - больше миллиона долларов. Безумие какое-то! Мы тогда еще многих хороших людей позвали. Но только в ноябре мы с друзьями сделали концерт "ДДТ". Получился как бы мини-фестиваль.
- Зато на Дворцовой спел сэр Пол...
- Ну а что плохого? "Битлов" любит половина Питера. Ничего предосудительного в этом нет. Я в детстве, правда, больше других музыкантов слушал. Маккартни мне всегда казался немного слащавым. Но он великолепный музыкант и талантливый человек. Кстати, Маккартни хорошо вписался в Дворцовую - он сам такой барочный...
- У группы "ДДТ" в Интернете несколько активно посещаемых сайтов. Как вы относитесь к глобальной сети?
- Штука полезная. Благодаря ей трудно сделать какую-нибудь гадость даже в самом отдаленном уголке мира, чтобы никто об этом тут же не знал. Но сейчас человека атакует слишком много дурацкой информации, заслоняя что-то главное. У меня просто голова пухнет, когда захожу в Интернет. Найти драгоценные зерна там очень сложно. Я сам предпочитаю сайты музыкальные, литературные, библиотечные и музейные. В общем, те, куда обычно заходят очкарики.