Крайне причудливыми бывают повороты российской истории, а вместе с ними - и судьбы россиян. Порой сполохи прошлого мерцают очень далеко от России, например, в ультрасовременной Канаде XXI века. В Оттаве живет потомок казаков-"некрасовцев", современников великого Петра, участников восстания начала ХУШ столетия под предводительством Кондратия Булавина, бежавших от преследований в Турцию. Почти 300 лет прошло с тех пор, как предки настоятеля Свято-Покровского храма в канадской столице, митрофорного протоиерея отца Дмитрия Севера покинули родину. Сам же он впервые в жизни побывал в России на седьмом десятке лет - слишком извилистой оказалась линия его судьбы.

Принимая корр.ИТАР-ТАСС в своем уютном доме в оттавском районе Вудрофф, отец Дмитрий рассказал, что родился в общине "некрасовцев" в селе Корогел в Турции в 1933 году. Его мать, дочь священника, была учителем Закона божия, церковно-славянского языка, церковных нот. Отец православным прихожанином, рабочим.

Между прочим, потомки современников Полтавской битвы сохраняли гражданство российской империи вплоть до 1917 года. При Ататюрке они стали гражданами Турции: тогда-то урожденный Дмитрий Селезнев получил свою турецкую фамилию - Север.

Во время эпидемии в конце 30-х годов умерли все 8 братьев и сестер отца Дмитрия, и он остался единственным ребенком в семье. Стараниями матери был определен его дальнейший жизненный путь - служение церкви.

В 1953-54 годах в Турции произошли жестокие гонения на христиан, и тогда юноша решил покинуть эту страну и постараться навсегда забыть турецкий язык. К слову сказать, до конца этого ему не так и не удалось.

В конце 50-х он вместе с матушкой - Ириной Гавриловной Север перебрался в Германию, вскоре к ним переехали и его родители. Окончив курсы слесарей и пройдя инженерную подготовку, Дмитрий работал в компании "Круппс", неплохо зарабатывал. "Но, - говорит отец Дмитрий, - мои родители скучали по каждодневной церковной жизни, хотели жить среди русских". Это было время хрущевской "оттепели", когда многие "некрасовцы" возвращались на историческую родину. Попыталась это сделать и семья Северов, но в советском посольстве в Бонне им оказали, мягко говоря, не очень радушный прием, дав понять, что они могут рассчитывать только на переезд на целину.

В конце концов, выбор был остановлен на Канаде, и вот уже 40 лет отец Дмитрий живет в стране кленового листа. Служил в качестве священника Русской православной церкви за границей /РПЦЗ/ в Монреале, а затем в Оттаве.

Здесь, в канадской столице, чтобы как-то поддержать приход, Север открыл салон игры "Бинго". В 1970 году купил маленькую протестантскую церковь, и - бог дал ему еще и золотые руки - своими руками, вместе с отцом, отремонтировал ее.

Однако, кипучая деятельность отца Дмитрия пришлась не по нраву митрополиту Виталию. Тогдашний первоиерарх РПЦЗ, кстати, никогда не испытывал теплых чувств к СССР, а потом и к России, всегда выступая противником сближения заграничной церкви с Русской православной церковью /РПЦ/ Московского патриархата.

Почти семнадцать лет назад в Оттаве по инициативе протоиерея Севера и фактически на его деньги был построен Свято-Покровский храм. В 1999 году собрание прихода поддержало своего настоятеля в желании присоединиться к РПЦ. В сентябре того же года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий П подписал указ о принятии прихода в лоно РПЦ и назначении Дмитрия Севера его настоятелем.

Отцом Дмитрием руководила идея объединения православной Церкви. Этой убежденности с самого начала его канадской жизни не разделяли ни владыка Виталий, ни ряд церковного комитета РПЦЗ в Оттаве. Недоброжелатели возбудили несколько судебных исков, направленных на возвращение храма и действующих при нем культурного центра и школы, под юрисдикцию РПЦЗ.

Вот уже несколько лет судебная машина делает неспешные скрипучие обороты. Сейчас решением суда служба в храме отцу Дмитрию запрещена, и ему приходится арендовать для выполнения своего пастырского долга совсем неприспособленные для этого помещения.

Священник и его прихожане возбудили ответные иски с целью восстановления справедливости. Они надеются на то, что канадские судебные инстанции примут в конце концов взвешенное решение. На днях протоиерей направил письмо с просьбой о помощи и содействии в Московскую патриархию.

Годы идут. С душевной болью, но и надеждой пожилой батюшка говорит об отнятом у него и его паствы храме. "Может быть в России найдутся люди, которые помогут нам?", - сказал потомок донских казаков.