07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БОЛЬШОЙ АНТРАКТ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 02 Сентября 2005г.
Большой театр переживает не самые легкие времена. В связи с закрытием главного здания на долгую (минимум три года) реконструкцию из коллектива уже уволено 297 человек, причем это не только технический персонал, но и оркестранты, хористы, танцовщики кордебалета и миманса, даже некоторые солисты. Само здание выглядит крайне непривлекательно: обшарпанное, облепленное лесами, по которым вяло двигаются не слишком многочисленные рабочие, сбивая с растрескавшихся стен остатки штукатурки...

Впрочем, реконструкция, едва начавшись (работы, проводимые фирмой СУИпроект, стартовали 2 июля), похоже, притормозилась. И этого в общем-то следовало ожидать: уж слишком много вопросов вызывала и продолжает вызывать организация дела. Прежде всего ошарашивает запрошенная строителями и реставраторами сумма. Слухи о том, что Большой влетит стране в большую копеечку, шли не один год. Но огласить публично сумасшедшую цифру - миллиард долларов - глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой (именно его ведомство - государственный заказчик реконструкции) отважился только весной нынешнего года, когда для ознакомления с ситуацией в театр приехал президент Путин. Даже видавший виды Владимир Владимирович удивился и, с полным пониманием серьезности задач, деликатно попросил все же "быть поэкономнее".
Так к лету возникла новая цифра - 700 миллионов долларов, или 20,5 миллиарда рублей. Тоже впечатляет, хоть и на треть меньше... 1 июля театр закрыл свой последний перед ремонтом сезон, вызвали рабочих... И вдруг 1 августа - не без влияния, думается, ряда депутатов Госдумы, считающих оценку работ завышенной, - грянуло заседание по Большому театру в Минэкономразвития. На нем глава ведомства Герман Греф, тоже не скрывая изумления масштабом цифр, откровенно признался: на ближайшие три года в бюджете таких денег нет. Организаторам реконструкции предложили более чем вдвое сократить аппетит, ограничившись 9 миллиардами рублей.
И даже нашелся человек, готовый за такую "скромную" сумму провернуть дела, - небезызвестный Виктор Столповских, глава швейцарской строительной фирмы "Mercata Trading & Engineering". Однако сделка не состоялась.
Во-первых, не стыкуются суммы: одно только техническое оборудование сцены (механика, свет, звук, накатная сцена для быстрой смены декораций), поставляемое немецкой фирмой "Bosch Rexroth", стоит 7 миллиардов рублей. Как за два миллиарда выполнить все остальное?.. И, во-вторых, не рассеялся еще ореол скандала вокруг фирмы Столповских, которую пять лет назад швейцарская прокуратура обвинила в отмывании грязных денег и подкупе высокопоставленных российских чиновников, в том числе Павла Бородина. Правда, тогда обвинителям не хватило доказательств...
Но нового скандала, конечно, никто не хочет. Даже Михаил Швыдкой, который был страстным защитником дорогой версии реконструкции - что называется, до последнего патрона. На днях Михаил Ефимович вдруг заявил, что назначается даже не одна, а две дополнительные экспертизы проекта. Во-первых, Академия архитектуры и строительства оценит корректность конкурса 1999 года, в результате которого было отдано предпочтение фирме "Курортпроект" как генеральному проектировщику. Во-вторых, Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве проанализирует существующую смету.
- Все это беспрецедентно, - уверяет М.Швыдкой. - Ведь проект вместе с расценками уже утвержден Главгосэкспертизой, а это высший арбитр в строительстве. Там сидят профи, главная задача которых одна - срезать сметы. И если сейчас выяснится, что госэкспертиза ошиблась, причем не на проценты, а на порядки, тогда вся система строительства в Российской Федерации ничего не стоит. Но мы пошли на это, чтобы сделать процедуру прозрачной и успокоить общественность. Мне самому не нравятся нынешние цифры, это уже не алгебра, а астрономия. Хотя не представляю, что еще здесь можно урезать. Мы ведь рассчитываем, чтобы реконструированный театр простоял не меньше ста лет.
Действительно, строителям предстоит не только укрепить существующее историческое здание, но и соорудить огромный подземный комплекс, куда уберут гардеробы, буфеты, туалеты. Туда же, разобрав и собрав вновь, перенесут знаменитый северный портик - одну из немногих архитектурных деталей, оставшихся от здания 1825 года, построенного великим архитектором Осипом Бове. Сегодня портик недоступен для обозрения, поскольку "вмурован" в позднейшую засценную часть. Не говоря уж о том, что он мешает модернизации сцены. А в подземном фойе его уберут за стекло, подсветят. Так и нужды создателей спектаклей удовлетворят, и требования органов охраны памятников выполнят...
И все же - не дешевле ли было бы просто снести обветшавшее здание "до основанья"? Ведь именно так поступили британцы со своим знаменитым на весь мир "Ковент-Гарденом". Напомню, главный лондонский "оперный дом" - полностью новодел, лишь повторяющий исторические контуры, а внутри начиненный по последнему слову театральной техники. И это обошлось в 360 миллионов долларов. Сумма вдвое скромнее, чем у нас. Правда, тот же Михаил Швыдкой категорически возражает против сравнения наших и зарубежных расценок - они формируются совершенно по-разному. Что ж, возьмем пример поближе - воссоздание храма Христа Спасителя стоило "всего" 500 миллионов.
Да, Россия - не Великобритания. Мы - народ широкий. Да и кто позволит ломать здание, официально признанное памятником федерального значения? К тому же являющееся "матчастью" особо ценного объекта национальной культуры... Но уже хорошо то, что если кому-то и хотелось порешить все дела с Большим втихую, это явно не удалось. И может быть, совместными усилиями удастся-таки найти приемлемые для бюджета цифры. Ведь и то сказать: стране, где средняя зарплата едва покроет один поход семейной пары на рядовой спектакль Большого театра, вряд ли есть смысл бить мировые рекорды дороговизны строительства.
Когда верстался номер
Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов заявил, что совместно с проектировщиками составлен список объектов, работу на которых ввиду ограниченности бюджетных средств можно отложить на более поздний срок. Анатолий Геннадьевич не уточнил, о чем именно речь, но, как стало известно корреспонденту "Труда", такими объектами не первостепенной важности могут стать производственно-складской комплекс на улице Плеханова и некоторые фойе самого театра. К слову, весь последний год Большой работал без знаменитого Белого фойе, поскольку эта часть здания вместе с главным фасадом аварийна.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников