ПОДСУДИМЫЙ С ГРАНАТОЙ

Взрыв гранаты в зале заседаний Приморского федерального суда Петербурга привел не только к тяжким последствиям - один человек погиб, 11 ранено, - но и к решительному протесту городского совета судей. Служители Фемиды потребовали усилить охрану их рабочих мест.

Наша газета 17 июня этого года подробно рассказывала об этой трагедии в зале суда. На скамье обвиняемых тогда находились 42-летний Андрей Лапин, бывший майор милиции, и двое его сослуживцев из отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Приморского РУВД Виноградов и Любимков. В июне 2002 года машина, в которой ехали Лапин с коллегами, протаранила на одном из перекрестков "тойоту". Как оказалось, за рулем иномарки сидела беременная женщина, а рядом с ней - подвыпивший муж. Заметившие это милиционеры выволокли мужчину из машины и стали избивать его, обвиняя в ДТП. Женщину они предварительно заблокировали в машине, что едва не привело к беде - у нее начались преждевременные роды.
Неизвестно, чем бы закончилась драка, в которой силы "наркоборцов" явно преобладали над неповинной ни в чем супружеской четой, если бы очевидцы не вызвали на место происшествия руководителей РУВД.
Как оказалось, для этой троицы в погонах подобное ЧП было не первым. Двумя годами ранее их уже привлекали к ответственности по тем же самым статьям УК РФ. Им удалось тогда "выйти сухими из воды" - были приняты во внимание боевые заслуги мужчин. Тот же Лапин, например, прошел Чечню, награжден медалью "За отвагу". На сей раз в ожидании приговора все трое обвиняемых находились на свободе под подпиской о невыезде.
Видимо, понимая, что за повторное преступление на снисхождение суда рассчитывать не приходится, Лапин на заключительное заседание прихватил боевую гранату. Пронести ее в помещение, не оборудованное металлоискателем, не составило труда. Да и сидели подсудимые не за решеткой, а на скамье, установленной в зале.
Когда Лапин, услышав приговор, резко вскочил и бросился к судейскому столу, никто ничего не понял. Сотрудница патрульно-постовой службы Анастасия Сухарева лишь каким-то чудом увидела сброшенную чеку от гранаты и закричала. Судья Владимир Казаков отреагировал, по его словам, на этот крик чисто интуитивно - прижал к столу руку подбежавшего к нему Лапина. Сам бомбометатель в результате взрыва лишился руки. Погиб же конвойный Александр Шкель. Он буквально за секунду до взрыва успел накрыть своим телом судью и погиб от большой потери крови до приезда "скорой".
После лечения Лапина ждет новый суд - на сей раз по обвинению в убийстве и незаконном хранении оружия. А в городском совете судей, экстренно собравшемся на расширенное заседание, заговорили о необходимости срочного оборудования судебных залов стационарными металлоискателями. Такие "рамки" установлены в городском суде, где проходят, как правило, заседания по самым "громким" преступлениям. Большинство же районных мало того что ничем не оборудовано, так еще и испытывают острый дефицит в охранниках. А сами здания, в которых располагаются суды, либо ветхие, давно не ремонтировавшиеся, либо делят площадь с другими службами.
Как и в данном случае. В одном здании с Приморским федеральным судом располагаются районная прокуратура и паспортно-визовая служба. В последней - ежедневные многолюдные очереди. Любой в них стоящий рискует стать однажды жертвой таких вот лапиных.
Как говорят специалисты, Петербургу требуется сегодня как минимум 10 новых зданий для проведения судебных заседаний. А это более 4,5 миллиарда рублей. Добавьте к этому затраты на оснащение судов металлоискателями, на зарплату охранникам, на внесение необходимых изменений в закон о судебных приставах, которые бы позволили, в частности, проводить осмотр прибывших в зал суда...
У города таких средств нет. Обращение совета судей Петербурга в судебный департамфент при Верховном суде поможет, как все надеются, эти деньги найти.