СУДЬИ В СКАЗКУ НЕ ХОТЯТ

Конституционный суд, как известно, решено перевести из Москвы на берега Невы, вернув тем самым Петербургу часть столичных функций. Исторические здания Синода и Сената, в котором суд будет работать, уже практически освобождены от хранилища Государственного исторического архива. Пришел черед обустройства быта судей и аппарата КС.

Когда вопрос о переезде этого важного государственного органа из Москвы в Петербург только решался, говорили, что "много средств он не потребует", "строить ничего особенно не надо". Предполагалось, что будет потрачено "всего" около 221 миллиона бюджетных рублей. Теперь выясняется: построят 19 коттеджей для судей КС в историческом центре города, столько же за городом, на берегу Финского залива, в заповедном Комарове, плюс собственная поликлиника и ко всему этому еще жилой дом на 200 квартир для аппарата КС. На все про все - свыше 5,5 миллиарда бюджетных рублей.
Жилые коттеджи для судей уже проектируют. Место их возведения, можно сказать, уже очищено для новых построек. Это - престижный Крестовский остров. Во времена оные здесь любили отдыхать царевна Наталья Алексеевна, светлейший князь Александр Меншиков, граф Разумовский. В XIX веке - члены императорской фамилии и великосветской петербургской знати. Сейчас один квадратный метр жилья стоит на Крестовском более 10 000 долларов.
Правда, в советские времена остров потерял былой лоск. Здесь построили панельные многоэтажки ("хрущевки"), которые к нашему времени пришли в такое ветхое состояние, что обитать там людям просто опасно. К ним относятся общежитие завода "Красная звезда", детский дом N 5 и жилой трехэтажный дом. Чуть лучше ситуация с детским садиком N 98 - его чаще ремонтировали.
И общежитие, и дом, и садик, и детский дом отныне уже "не жильцы". Их обитателей расселили - кого в отдаленные от центра новостройки, кого, как детсад, в каменные дворы-колодцы Петроградской стороны. На заводе "Красная звезда" переселению, как сказали "Труду", "в принципе рады". На содержание старого общежития у предприятия уходило слишком много средств. К тому же, рабочие имели здесь всего лишь "койко-место". Сейчас им обещают нормальные современные квартиры. Хуже с детским домом. Нового помещения ему не предоставили, просто закрыли, переведя сирот в другие учреждения, а персоналу предложив иную работу. Видимо, не совсем адекватную, так как большинство воспитателей и нянечек предпочли трудоустраиваться самостоятельно.
На освободившейся площади в три гектара вот-вот начнется строительство элитных коттеджей для конституционных судей. Иные из них, говорят, уже приезжали, осматривали территорию, видимо, прикидывая, какой вид из будущего окна выбрать...
Если в самом Петербурге на этот счет особых недовольств никто из горожан не выказывал (понимая, скорее всего, что для рядового петербуржца остров уже потерян), то в ближнем пригороде Комарове народ заволновался. В этом старинном курортном поселке, с трех сторон окруженном почти первозданным сосновым лесом, а с четвертой, выходящим к берегу Финского залива, издавна селились известные петербургские ученые и литераторы.
Тут до сих пор витает дух Анны Ахматовой, Дмитрия Шостаковича, Дмитрия Лихачева. Из ныне здравствующих живут здесь с весны до глубокой осени писатель Даниил Гранин, академики Жорес Алферов, Наталья Бехтерева. Их скромные дощатые дома за невысокими штакетниками утопают в зелени и цветах.
Каково же было удивление обитателей Комарова, когда они узнали, что вскоре поселок может лишиться части леса, на месте которого возведут 19 коттеджей, каждый площадью не менее 100 квадратных метров: по распоряжению премьера Михаила Фрадкова Минфин уже выделил на проведение проектно-изыскательских работ в Комарове 400 млн. рублей. Размах строительства очевиден, а у дачников, как они нам рассказали, весьма мрачный прогноз на будущее: они ожидают, что новые соседи перегородят все вокруг мощным глухим забором. Не дай Бог, чтобы кто-то побеспокоил отдых ревнителей конституционной законности.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Роскошные условия для труда и отдыха в Санкт-Петербурге так и не вдохновили на переезд из Москвы судей Конституционного суда. А некоторые сотрудники аппарата КС, как уже сообщал "Труд", озаботились поиском новой работы еще в марте, когда стало понятно, что все-таки придется перебраться с Ильинки на набережную Невы.
Это крайне обеспокоило председателя Конституционного суда Валерия Зорькина: "Мы долго и тщательно подбирали специалистов, собирали аппарат, буквально по крупицам, а теперь можем их потерять". Зорькин и большинство судей всячески воздерживались от публичных комментариев, но и особо не скрывали, что не в восторге от перспективы переезда. "И это еще слишком мягко сказано, - заявила вчера "Труду" главный консультант пресс-службы КС Екатерина Сидоренко. - Отношение к этому как было резко отрицательное, таким и осталось. Да, нам с самого начала говорили, что в Питере нас ждут сказочные условия. Ну и что? У сотрудников КС и в Москве условия не плохие. Но главный вопрос, на который никто так и не получил ответа, зачем все это нужно? Говорили что-то невнятное про необходимость поднять чей-то престиж и про борьбу с коррупцией. Слишком дорого этот престиж обойдется. А насчет коррупции - это совершенно голословное заявление. Конституционный суд работает хорошо, такие обвинения никто нам не предъявлял. Но уж если решили провести профилактику против коррупции, то надо было ссылать КС не в Питер, где таких соблазнов будет не меньше, а то и побольше, надо тогда послать судей гораздо дальше, например, на Северный полюс", - с горькой иронией резюмировала Екатерина Сидоренко.
Действительно, "антикоррупционный" аргумент в пользу переноса КС был весьма болезненно воспринят судьями - как "грубый и нелогичный довод". Зам. главы КС Владимир Стрекозов считает переезд в Питер "бесполезной тратой государственных средств". Кроме того, никто даже не поинтересовался мнением "вынужденных переселенцев". Но, когда стали разгораться страсти, пообещали, что "в Питере все будет чудно". Видно, тогда и решили вбухать в переезд КС не 221 миллион рублей, как предполагалось первоначально, а свыше 5,5 миллиарда.
По сути - это большой политический скандал. Ведь получается, что когда Госдума принимала решение о переносе КС, то президент России одобрил это, опираясь на ложные данные. Владимир Путин тогда заявил, что "это удачное решение", поскольку был в полной уверенности, что переезд КС в его родной город "не будет связан с огромными необоснованными затратами". Интересно, как теперь глава государства оценит эти затраты, когда узнает, что смена адреса КС обойдется бюджету в сумму вполне сравнимую с затратами на один из национальных проектов?