МОЛОЖЕ "ЖИГУЛЕЙ"

Конечно, это лишь совпадение, что Московский автосалон всегда открывался в канун дня рождения Владимира Каданникова. А сегодня салон есть, но вот бессменный глава российского автогиганта в канун 65-летия ушел на пенсию. Он ушел, а завод остался.

Съезжающую с конвейера ВАЗа продукцию давно ругают, но, что характерно, на ней ездят! 59 процентов российских автомобилистов рулят отечественными машинами, в основном "Жигулями". В Москве и Питере, правда, уже наоборот: больше иномарок (тоже почему-то 59 процентов). Но, согласно опросу ВЦИОМ, среди жителей, желающих обзавестись машиной, 83 процента не хотят тратить на это больше 5-10 тысяч долларов. А это или подержанная иномарка, или "Лада".
Так не зря почти 39 лет "оттрубил" Каданников на ВАЗе? Увы, хвастаться нечем, поскольку почти 40 лет завод клепал "лучшую малолитражку шестидесятых" - "FIAT-124". А еще Каданникова упрекают, что в последние 15 лет, когда пал "железный занавес", не пускал на завод инвесторов, которые обещали переделать "Жигули" в "Мерседесы". Да, однажды действительно не пустил. Когда очень могущественный олигарх, ныне скрывающийся в Лондоне, предложил продать Волжский автозавод южнокорейскому концерну "Daewoo". Причем официально продать "за копейки", но с личной выгодой: на совет директоров (полтора десятка человек) олигарх выделял четверть пакета акций. Автозаводцы сказали: "Нет!" И потом долго даже по заводу ходили с личной охраной - "на всякий случай" (времена были лихие!)
Ну и где сейчас тот "Daewoo"? Разорился, пошел с молотка. А Каданников все-таки создал СП с американцами. Причем на поток поставили не американскую модель, а новую вазовскую "Ниву", добавив ей второе имя - Chevrolet. И только тогда вазовцы поняли, как же плохо они работают. По случаю выпуска "пилотного" джипа все прыгали от счастья, пока не пришли американские спецы и не насчитали на одной машине четыре сотни (!) дефектов.
Зато "Калина" уже была получше. И следующая модель на новой платформе ("проект С"), которая выставлена на вазовском стенде Московского автосалона. На фоне "Бентли", "Лексусов" и "бумеров" наш "проект" смотрится бедным родственником, но, главное, он все-таки существует. А ведь ВАЗ повторил бы судьбу АЗЛК, если бы в свое время не родил "десятки", из-за которых главу ВАЗа запросто могли посадить в тюрьму. Чтобы поставить машину на конвейер, он пошел на преступление - несколько месяцев завод не платил ни копейки налогов в федеральную казну.
Что греха таить, криминала на ВАЗе и вокруг него всегда хватало. Но на это однажды Каданников заметил: "Значит, есть, что воровать!" Согласитесь, такое сегодня можно сказать лишь об очень немногих "советских" предприятиях, еще не полностью растасканных на металлолом.
Сейчас ВАЗу предлагает партнерство президент концерна "Nissan" и концерна "Renault" Карл Гон. В конце концов, чем тольяттинцы хуже китайцев, которые, не имея ни традиций, ни опыта, сегодня замахнулись на роль автомобильной державы.
И еще о совпадениях: завтра, в день рождения Каданникова, автомобильный мир будет отмечать 130-летие Фердинанда Порше - знаменитого промышленника, конструктора и создателя автомобиля "Фольксваген". Между прочим, конструкторское бюро Порше поучаствовало в создании вазовской "восьмерки" - первой отечественной переднеприводной машины и самостоятельной вазовской модели, которая не была копией "лучшей малолитражки шестидесятых".
"Труд" поздравляет Владимира Каданникова с днем рождения и желает, чтобы еще через 65 лет название фирмы "ВАЗ" произносили с не меньшим уважением, чем сегодня автомобилисты говорят о наследниках Порше. Скептики скажут: мечтать не вредно. Но когда ж и помечтать, как не в юбилей?