КОМУ ПЕРЕБЕЖАЛ ДОРОГУ ПАРИЖАНИН?

Французу Жану Панье 61 год, из которых 14 он провел в Киеве, включая 830 дней отсидки в столичном СИЗО N13. На восток этого адвоката, специализирующегося на таможенном праве, потянуло в начале 90-х, когда Украина обрела независимость, а для людей предприимчивых, знающих реалии капиталистической экономики, открылись немалые возможности.

- Три часа лета из Парижа в Киев в те времена были равнозначны путешествию во времени на 40 - 50 лет назад,- рассказывает мне месье Панье.- Сначала меня влекло туда элементарное любопытство. Вскоре женился на украинке русского происхождения Татьяне Поляковой. Обосновался в Киеве и открыл адвокатскую контору, которая представляла интересы ряда крупнейших французских компаний.
Жан решает заняться и недвижимостью: расселяет коммуналки в центре города, ремонтирует их, а затем сдает разным компаниям. Дело оказалось выгодным, но парижанин дал маху. В октябре 2001 года он сдал одну из своих квартир компании "Финансово-консалтинговая группа". Люди ее представлявшие выглядели солидно, демонстрировали визитки с государственной символикой. Но по истечении месяца от них в качестве арендной платы не поступило ни копейки.
Время шло, а картина не менялась. Месье Панье проявлял настойчивость, не слезал с телефона, наносил визиты в офис, но, увы, без всякого результата. Тогда сильно раздосадованный, он обратился в суд, где добился решения о выселении неплательщиков. Но многократные обращения к судебным приставам, призванным осуществить судебное постановление на деле, рассказывает Жан Панье, оставались без каких-либо ощутимых последствий. В конце концов, вооружившись постановлением, а также пригласив слесаря с набором необходимых инструментов и телевидение для съемки, разгневанный месье Панье отправился на злосчастную квартиру. Никого из сотрудников фирмы на месте не оказалось. Взломали дверь. К своему немалому удивлению, француз понял, что под крышей его квартиры обосновались не одна, а три фирмы. Из офиса вывезли мебель, компьютеры, бумаги. Все это месье Панье определил в гараж с тем, чтобы затем передать законным владельцам. Сейчас он признает, что допустил ошибку, за которую, по его словам, "во Франции отделался бы штрафом". По-другому вышло в Киеве. Когда квартиросъемщики объявились, то они обвинили француза... в воровстве. В списке были обозначены денежные суммы, документы, кольцо с бриллиантом, ручка "Картье", дорогие часы.
- Причем была названа марка "Патрик Филипп", а такой в принципе не существует. Есть другая - престижнейшая швейцарская "Патек Филипп". Могли бы пограмотнее списать название с какого-нибудь глянцевого каталога, - иронизирует месье Панье, но тут же становится серьезным. - Когда впоследствии я обратил на это внимание судьи, то он ответил, что "это не важно".
Более того, арендаторы-неплательщики к вышеизложенным пропажам добавили контракт, который еще летом 2002 года подписали с одной американской фирмой на поставку миллиона баррелей иракской нефти в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие". Утрату этого документа, которая, по уверениям истцов, привела к срыву сделки и штрафным санкциям на сумму в 4,2 миллиона долларов, также поставили в вину месье Панье. Доводы французского адвоката, что он в глаза контракт не видел, что подобные документы составляются во многих экземплярах, имеющих одинаковую силу, а, значит, пропажа одного не может служить причиной его срыва, желаемого эффекта не возымели. Летом 2003 года состоялся суд, который приговорил Жана Панье к восьми с половиной годам тюремного заключения (позже этот срок был сокращен почти в два раза), а также выплате компенсации истцам в сумме 4,2 миллиона долларов. Все имущество француза, и в первую очередь киевская недвижимость, было конфисковано и выставлено на торги.
- У меня такое впечатление, что те, кто занимался моим делом, получали взятки от моих недоброжелателей, - говорит он.- Более того, я уверен, что вся эта история была подстроена для того, чтобы разорить меня.
Киевская тюрьма стала серьезным испытанием для парижанина.
- Каково мне там было? Словно попал в бак для отбросов. Никакой гигиены. Это были джунгли, где прав тот, кто сильнее. Бывало, что сидел в камере на 30 человек, - вспоминает месье Панье. - Когда начинали устанавливаться нормальные отношения с сокамерниками, меня сразу переводили в другое место. Вся система построена таким образом, чтобы морально сломать человека.
И все-таки Панье повезло. Парижские друзья сформировали комитет в его поддержку, привлекли прессу. В канун приезда Виктора Ющенко во Францию в июне прошлого года по первому каналу французского телевидения был показан репортаж о "киевском сидельце", который не на шутку растревожил людей в посольстве Украины в Париже. Дело Жана Панье грозило "смазать" визит президента и его встречу с Жаком Шираком. И тогда француз был в срочном порядке помилован и отправлен домой.
Казалось бы, хеппи-энд. Но Жан Панье так не считает. Он требует сатисфакции от украинских властей, а именно - пересмотра его дела и полной реабилитации, что позволит требовать возврата конфискованного имущества. Для начала адвокат направил жалобу на Украину в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, а теперь намеревается инициировать судебное разбирательство в Париже.
- Каково мне там было? Словно попал в бак для отбросов. Никакой гигиены. Это были джунгли, где прав тот, кто сильнее. Бывало, что сидел в камере на 30 человек, - вспоминает месье Панье.