Миллиардеров приглашают на Луну

Отправить космических туристов по фантастическому маршруту - в облет Луны! - намерена РКК «Энергия». За 120 миллионов долларов

Путешествие предполагается на модернизированном корабле «Союз», эскизный проект которого в «луннооблетном» варианте разработан на предприятии. Президент РКК Владимир Солнцев сообщил журналистам, что уже восемь кандидатов, проживающих на разных континентах, готовы заплатить за внеземной круиз. Цена одного билета фантастическая: 120 млн долларов.

Впрочем, даже великолепной восьмерки энтузиастов-миллиардеров маловато, чтобы окупить столь амбициозный проект. Тем не менее американская компания «Спейс Эдвенчерс», занимающаяся организацией космического туризма, назвала вполне конкретные сроки: первый полет может состояться уже в ближайшие три-четыре года (до 2020-го). Так что же, сенсационный проект совсем близок к реализации?

Для начала представим вкратце схему полета. Ракета «Протон» выводит на околоземную орбиту 20-тонную связку: разгонный блок и дополнительный герметичный бытовой отсек для корабля «Союз». Этот бытовой модуль нужен, чтобы обеспечить более свободное размещение путешественников. Затем два туриста и командир экипажа, опытный российский космонавт, стартуют на «Союзе» с Байконура. Корабль догоняет выведенную ранее связку, производится стыковка. Включаются двигатели разгонного блока. Примерно через пять суток туристический комплекс достигает окрестностей Луны. Облетев ее, «Союз» берет курс к Земле. Путешествие рассчитано на 7-8 суток.

Казалось бы, принципиальных технических проблем для реализации проекта нет. Конечно, предстоит существенно переделать «Союз». Потребуется более мощное теплозащитное покрытие, чтобы корабль смог, возвращаясь, войти в плотные слои атмосферы со второй космической скоростью — 11,2 км/с (в отличие от 7,8 при возвращении с МКС). Нужна новая система связи и навигации. Необходимо модернизировать систему жизнеобеспечения, разработать дополнительный бытовой отсек большего объема, оборудованный пассивным стыковочным узлом...

Все это вполне решаемые задачи. Вопрос в финансировании. По оценкам, на опытно-конструкторские работы по модернизации корабля «Союз» и один демонстрационный полет нужно, по минимальным расчетам, 300 млн долларов.

Но по-хорошему перед отправкой туристов в опасное путешествие на переделанном космическом комплексе требуется дважды осуществить испытательные полеты вокруг Луны в беспилотном режиме, а также еще один пилотируемый — с профессиональными космонавтами-испытателями на борту. Если все полеты будут успешными и не потребуется новых испытательных рейсов, то можно уложиться в 200 млн. Суммарно — 500 млн долларов.

Отказаться от испытательных полетов недопустимо — вспомним трагическую гибель Владимира Комарова из-за того, что первый «Союз» был недостаточно проверен в реальных условиях. Да, наши «Зонды» уже облетали Луну. Но давайте вспомним, что в конце 1960-х из 13 попыток только пять закончились облетом Луны. А из этих пяти лишь один полет, четвертый, прошел относительно нормально...

По прикидкам независимых экспертов, для окупаемости проекта заявок на облет Луны должно быть порядка 20, значительные суммы должны быть переведены сразу, даже если полет будет планироваться через шесть лет. Представить такое трудно, учитывая, что за минувшие шесть лет удалось найти только восемь потенциальных кандидатов на полет. Да и не все из них, думается, полетят, особенно если лунные рейсы будут перенесены за 2020-й (яркий пример — отказ на финишном этапе от отправки на МКС английской певицы Сары Брайтман).

И еще. К 2020-му невозможно успеть организовать полеты ни при каких условиях. Кроме денег есть еще одна серьезнейшая преграда — радиация. Дело не только в известных поясах Ван Аллена, которые корабль должен пересекать. Страшнее мощнейшие солнечные вспышки, так называемые солнечные протонные события (СПС). Хотя они случаются редко, но представляют большую опасность для человека. А точное прогнозирование СПС не представляется возможным. Американским астронавтам, летавшим на Луну, повезло. А если не повезет?

На обновленном «Союзе» дополнительной радиационной защиты не планируется. Одно дело, когда рискуют профессиональные астронавты и космонавты, это их работа, совсем другое — туристы. Даст ли согласие на лунные полеты миллиардеров Институт медико-биологических проблем? Кто возьмет на себя ответственность?

— Полет туристов на «Союзе» связан с большим риском, — говорит авторитетный специалист, экс-заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», космонавт, дважды Герой Советского Союза Валерий РЮМИН. — Я бы не дал разрешения на такое путешествие. Вспомним аварию «Аполлона-13» на пути к Луне. Астронавты могли погибнуть, если бы на космическом комплексе не было лунного модуля, в который перешел экипаж и вернулся на Землю. На туристическом «Союзе» нет аналогичной системы спасения. Хочу сказать и о другом аспекте. Такие полеты не продвинут космонавтику вперед. Наоборот, отвлекут нынешние скудные кадры от решения других проектов, например, по кораблю «Федерация». Если уж тратить деньги, то на перспективные проекты...

Идею разрабатывать новые корабли, а не модернизировать устаревшую технику поддержали и несколько других моих собеседников. Возможны разные решения. Например, почему бы не использовать для турполетов вокруг Луны новую эффективную транспортную систему «Рывок», предназначенную для многоразовых межорбитальных рейсов в ближнем и дальнем космосе (об этом прорывном, инновационном концепте «Труд» писал в номере от 1 июля с.г.). Великолепная разработка специалистов все той же «Энергии». Схема полета в этом варианте может быть такой. Два туриста и космонавт прилетают на обычном, многократно проверенном «Союзе» на МКС, где пересаживаются на постоянно пристыкованный к станции межорбитальный корабль «Рывок». Облетают на нем Луну и возвращаются на МКС. На том же «Союзе» спускаются на Землю.

Этот вариант имеет много преимуществ. Самый опасный участок космического полета — возвращение на Землю. Наша страна потеряла на этапе спуска четверых космонавтов (Владимир Комаров, Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев), американцы — семерых. А сколько раз наши корабли были близки к опасной ситуации. В рассматриваемом варианте на планету возвращаются туристы и космонавт в надежнейшем «Союзе». Это очень важно. А «Рывок» будет летать только в космосе, так что при его создании конструкция потребует существенно меньше испытаний.

Еще один аргумент в пользу новой транспортной системы: надежность «Рывка» при облете Луны будет выше, чем у «Союза». Привлекает также просторная герметичная кабина — 30 кубометров.

При нормальном финансировании на все работы по «Рывку» хватило бы и пяти лет, примерно столько же потребуется и на модернизацию «Союза». Но в отличие от него «Рывок» будет не устаревшей техникой, а перспективным космическим комплексом. Его можно эффективно использовать и при полетах на будущую окололунную платформу, и для посадки на Луну, и при реализации других новаторских проектов.

Система «Рывок» дает России шансы вернуть свои позиции в космонавтике. Это инвестиции в будущее. Будет жаль, если усилия и средства пойдут на модернизацию устаревшей техники, а новаторские идеи, с которыми выступили российские специалисты, окажутся реализованы за рубежом...

P.S. «Труд» обратился в «Роскосмос» с просьбой прокомментировать туристические планы РКК «Энергия». В частности, прояснить два вопроса: даст ли «Роскосмос» разрешение на полет туристов вокруг Луны на модернизированном «Союзе» без предварительных испытательных полетов в автоматическом и пилотируемом режимах и сможет ли «Роскосмос» выделить десятки миллиардов рублей на модернизацию корабля, подготовку и проведение таких полетов, если не удастся найти 20 туристов? Вот что ответил официальный представитель госкорпорации Игорь БУРЕНКОВ.

— Безусловно, для полета к Луне потребуется существенная доработка конструкции корабля. Но эти работы будут развернуты в случае определенного интереса со стороны частных лиц, готовых совершить полет к Луне в качестве космических туристов. Все расходы по модернизации «Союза», подготовке и проведению испытательных, туристических полетов оплатят потенциальные космические путешественники — однозначно вне рамок госфинансирования. В этом и есть идея «Энергии»: не тратить государственные деньги.

Конечно же, любые пилотируемые миссии, тем более по облету Луны, планируются с особым упором на безопасность. Сомнительные средства выведения и непроверенные должным образом корабли никогда и ни при каких условиях не будут использованы для доставки людей в космос. В обязательном порядке будут проведены все необходимые процедуры, испытания. В заключение подчеркну: пока это только план. Он будет уточняться и развиваться. «Роскосмос» и «Энергия» открыты для конструктивных дискуссий, предложений.