Довольно поборов: автомобилистам могут отменить транспортный налог

Инициатива не пройдёт, а налоговое давление на людей только усилится, считает эксперт

 В Думе предложили отказаться от транспортного налога. С таким предложением выступил зампредседателя комитета по бюджету и налогам Сергей Катасонов. Так он прокомментировал более раннюю инициативу Счётной палаты пересчитать транспортный налог. По мнению Катасонова, налог должны были упразднить ещё лет 7 назад. Необходимая для бюджета сумма появится за счёт взимания акцизов на бензин. «То есть принцип такой: машина ездит, если используются дороги, с точки зрения их эксплуатации это все через бензин закрывается», - цитирует парламентария Агентство городских новостей «Москва». Ещё в 2011 году принцип «больше ездишь – больше платишь» в высоких кабинетах признали справедливым, но ситуация на деле никак не поменялась, сказал депутат. 

«Мы в течение 3 лет ежегодно добавляли по одному рублю к акцизу на бензин с условием, что потом это приведет к отмене транспортного налога, поэтому новизны абсолютной нет», - цитирует Катасонова Дума-ТВ. Но есть нюанс: транспортный налог находится в ведении регионов, а акциз – у Федерации. Впрочем, чтобы разрулить эту коллизию, достаточно договориться с правительством, считает депутат. 
 
На сегодняшний день повышающий коэффициент транспортного налога актуален для машин дороже 3 миллионов рублей. Ежегодно сайт Минпромторга обновляет перечень такой техники. Однако по данным Счётной палаты, многие марки дорогостоящих моделей легковушек министерство не учитывает (среди них Mercedes Benz S63 АМG 4МАТIС Limousine L и Bugatti Veyron GrandSport). Поэтому контролирующее ведомство предлагает впредь применять повышающие коэффициенты к легковым авто в зависимости от их мощности, а не от их стоимости. Счётная палата пришла к таким выводам после проверки поступлений имущественных налогов физлиц за 2016-2017 год. По сведениям аналитиков, задолженность граждан выросла, крупные суммы долгов безнадёжны к взысканию. долги россиян на имущество за указанный период выросли с 167 млрд 875 млн до 237 млрд 21 млн рублей.
 
Инициатива отмены транспортного налога не впервые попадает в Думу: регионы традиционно против, напоминает руководитель пресс-службы Всероссийского общества автомобилистов Георгий Красавцев. Просто «договориться с правительством» не получится. С транспортного налога кормятся региональные бюджеты. И отмена налога регионам явно придётся не по душе. Федеральный бюджет должен поделиться с регионом за счёт акцизов: тогда и наступит гармония. Но с этого необходимо начать, указал Красавцев. Простому автомобилисту отмена налога в радость: многие ездят нечасто, какой смысл таким водителям переплачивать? Но из-за принадлежности акциза Федерации, а налога на транспорт – регионам, пока рассчитывать на перемены не приходится, предупреждает эксперт.
 
«Та же Счётная палата сообщала: транспортный налог даёт около 80% от общего поступления средств в казну. О какой отмене может идти речь? – сказал порталу TRUD.RU автоэксперт Сергей Асланян. – Скажем, у наших соседей в Литве нет транспортного налога и налога на недвижимость. Зато у нас поборы на любой вкус: и растущие акцизы на топливо, и ОСАГО как косвенный налог». 
 
Теории об отмене транспортного налога взамен роста акцизов на бензин озвучивал ещё премьер Дмитрий Медведев, напомнил эксперт. Но топливо растёт в цене вместе с налогами. «Многие задаются вопросом: почему нефть дешевеет, а бензин дорожает? В нашей стране не может быть иначе. В литре бензина только 7% составляет цена на нефть. 60% забирает себе государство. 30% получают нефтедобывающие компании, ну и прямые налоги», - рассказал Асланян. 
 
В отличие от разговоров про отмену транспортного налога идея Счётной палаты увязать поборы с объёмом двигателя машины вполне реализуется, полагает специалист. «Поскольку транспортный налог у нас даёт 80% бюджета, давайте не привязываться к стоимости авто, рассуждаю чиновники. А просто объявим роскошью любое корыто выше 200 лошадиных сил, - говорит Асланян. - Под увеличенный налог попадёт около 15 млн машин в год, среди них – копеечные старые колымаги. Это четверть автовладельцев в России». Невозможно верить в отмену налогов, когда власть всё время ищет алиби поковыряться в наших карманах, резюмировал специалист. 
 

Между тем…

Власти Сахалинской области готовятся снизить транспортный налог на 30%. Закон могут принять во втором чтении уже 5 сентября. Если прежде хозяин авто мощностью 150 лошадиных сил платил 3150 рублей в год, теперь налог составит 2250 рублей. На машину мощностью от 200 лошадиных сил урежут налог с 7 до 5 тысяч рублей. Особенно повезёт юридическим лицам: в отличие от физлиц они вынуждены выплачивать деньги ежеквартально. По словам местных чиновников, средства на содержание старой трассы Южно-Сахалинск — Оха теперь направят на социальные нужды. В том числе на облегчение налогового бремени: по предложению врио губернатора Минтранс переведёт дорогу в разряд федеральных.