1. ЧТО НАМ ДАЛИ 10 ЛЕТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ? 2. ЧТО БЫ ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ НЫНЕШНЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ?

ПРИШЛО ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
Леонид АБАЛКИН, академик, заместитель Председателя Совета

ПРИШЛО ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
Леонид АБАЛКИН, академик, заместитель Председателя Совета Министров СССР.
Указ о введении договорных цен, принятый 4 октября 1990 года, стал результатом борьбы между двумя программами: программой Рыжкова - Абалкина и Явлинского - Шаталина. За три дня до подписания указа, 1 октября, представители обеих команд встретились у Михаила Горбачева, чтобы попытаться объединить эти две программы. Это была уже вторая попытка компромисса. До этого президентом была создана рабочая группа во главе с академиком А.Аганбегяном, подготовившая проект, который предполагалось принять за основу. Но этот проект, Горбачев его назвал философским, президента не устроил.
Я предложил создать не философский, а деловой документ с изложением основной концепции преобразований. Михаил Сергеевич согласился с таким предложением и обратил наше внимание на то, что речь идет сегодня лишь о вхождении в рынок и о создании необходимой для него инфраструктуры, а сам рынок сложится еще не скоро. К сожалению, он оказался прав. К тому же времени для работы над этим документом у нас не было. Начинался четвертый квартал, надо было принимать бюджет на 1991 год, заключать договоры о поставках (мы ведь жили еще в условиях плановой системы), и пришлось в спешном порядке готовить текст указа, который и был опубликован 10 лет назад. Тем не менее этот указ стал существенным шагом вперед к цели - введению рыночной экономики. Отныне предприятия допускались к процессу преобразования. Но принято было половинчатое решение. Поскольку при введении договорных цен возникала опасность инфляции, предусматривались сдерживающие рост цен меры. Одной из таких мер было установление нормы прибыли. Вся прибыль, полученная сверх нормы, изымалась в бюджет. Это был еще ненастоящий рынок. Мы, как первопроходцы, выбирающиеся из трясины, делали первые, робкие шаги. Но ведь за нами была огромная страна, многие десятилетия жившая по другим законам. Мы не имели права на ошибку.
А в результате мы живем сегодня в совершенно другой стране, в других условиях. Вряд ли имеет смысл сравнивать то, что было десять лет назад, с сегодняшним днем. Прямого аналога быть не может. В последнее время в экономике наблюдается рост цен. Это достаточно опасная тенденция, но этот рост связан не с объемом денежной массы и не с действиями отдельных производителей. Идет рост цен на электроэнергию, на тепло, на транспорт, на бензин, то есть на товары и услуги, которые полностью контролируются государством. Поэтому центральный вопрос сегодня - осуществление действенного, эффективного контроля за ростом цен естественных монополистов. Но кто должен осуществлять такой контроль? Сегодня нет ни Комитета цен, который существовал 10 лет назад, ни департамента по ценам в Министерстве экономики. Поэтому на вопрос, с чего начать, я скажу словами Библии: время разбрасывать камни и время их собирать. Сегодня пришло время собирать камни. Создавать те структуры исполнительной власти, которые могли бы контролировать цены в сфере естественных монополий и высших государственных интересов. И тут мы снова возвращаемся к так и не решенному вопросу: можно ли преодолеть пропасть в два прыжка?
КНИГА СИЛЬНЕЕ ПОЛИТИКИ
Ольга КОВАЛЬЧУК, директор Московской библиотеки имени Пушкина.
В библиотечном хозяйстве, естественно, не хватает средств. Хотя десять лет назад, на заре рыночных преобразований, нам обещали, что культура будет финансироваться щедро, и не только государством, но и спонсорами. Увы, меценатов не видно и не слышно. К слову, несмотря на то, что у нас появился Интернет и книги, периодика стали дороже, в России по-прежнему много читают. И люди старшего поколения, и студенты, и школьники.
Надеюсь, правительство знает, что делать, и без меня. Я лишь приведу слова поэта Иосифа Бродского из его нобелевской лекции: "Я не призываю к замене государства библиотекой, хотя мысль эта неоднократно меня посещала и посещает до сих пор. Но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на Земле было бы меньше горя".
БЫЛО ВРЕМЯ - И ХЛЕБА ХВАТАЛО
Александр ЮКИШ, президент Зернового союза РФ.
В России появился рынок, в том числе - зерна. Чего раньше не было. В былые времена за выращенный хлеб крестьянину вообще денег не платили. А теперь цена российского хлеба приближается к мировой. Другое дело, что, настежь открыв "ворота" для импорта, наше государство не побеспокоилось о защите отечественного товаропроизводителя. Помню, как весной 1992 года Россия закупила по импорту 20 миллионов тонн зерна. Но не рассчитали, что урожай у нас составит свыше 106 миллионов тонн. В результате появился колоссальный переизбыток зерна. Цены и спрос резко упали, а соответственно упала и заинтересованность в производстве хлеба, в развитии сельхозмашиностроения, семеноводства. Притом не на один год, а на несколько лет вперед.
Надо активнее защищать интересы отечественных производителей. Только не в ущерб конкурентной среде. На прилавках должно быть много товаров хороших и разных - но прежде всего наших, российских.
КУДА ВЫ, МОЗГИ?
Николай КОЛОБАШКИН, секретарь ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Переход на "коммерческие рельсы" дал вузам существенный импульс для развития. У тех, кто хочет учиться, теперь есть выбор. Потому что университетов стало больше. Конечно, из-за недофинансирования туго приходится фундаментальной науке. Нельзя не признать, что сильно разнятся уровень образования в крупных городах и провинции. Но даже в провинциальных учебных заведениях появились компьютеры, а значит, расширилась возможность получения информации.
Одна из важнейших ценностей в современном мире - мозги. Правительство ФРГ, например, собирается снять все препятствия на пути въезда в Германию зарубежных интеллектуалов. Те иностранные специалисты, в которых нуждается германская экономика, могут рассчитывать на получение не только въездных виз, но и вида на жительство в ФРГ. На Западе тоже недофинансируется высшая школа, высококвалифицированных специалистов готовится недостаточно. Но они поняли: дешевле пригласить зарубежных. А чтобы наши мозги не утекали за границу, надо срочно повысить статус высшей школы, создать достаточное количество рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. В противном случае мы рискуем растерять молодые, перспективные кадры, а это - драма для страны.
ФИГАРО ТОЖЕ ХОЧЕТ ЕСТЬ
Александр ВОРОШИЛО, предприниматель, народный артист России.
Восемь лет назад я, народный артист России, из-за болезни потерял голос и оказался никому не нужен. Из Большого театра пришлось уйти. На что я мог рассчитывать, случись это во времена плановой экономики? На мизерную пенсию и жалкое прозябание? Переход к рыночной экономике в корне изменил ситуацию. Правда, тогда, в начале 90-х, рисовались куда более радужные перспективы. Тем не менее факт остается фактом: предпринимательство существует, хотя и не в той цивилизованной форме, в какой оно есть во всех других странах. И новые русские с их пальцами веером, ставшие героями анекдотов, и чиновники, "герои" многочисленных памфлетов, - не выдуманы. Они портят радужную картину юбилея. Тем не менее предпринимательство у нас в стране есть, оно существует и помогает миллионам граждан вести достойную жизнь.
Что касается меня, не могу не похвастаться. На последней выставке в "Экспоцентре" продукция мясоперерабатывающего завода, владельцем которого я являюсь, получила три золотые медали. Для человека, который начинал с нуля в новой для себя области, это большое достижение. А 2 октября я буду отмечать сразу два юбилея. 25 лет назад я впервые пришел в Большой театр, а ровно месяц назад - снова туда вернулся. Меня пригласили на роль исполнительного директора, полагая, что мой опыт на предпринимательской стезе им может пригодиться. Буду очень горд, если тут и на административно-предпринимательской ниве мне удастся добиться того, чего я когда-то добился на ниве искусства. Правительству я бы пожелал более внимательно относиться к проблемам предпринимателей. Будущее страны в руках самых инициативных граждан.