03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕБЕСНЫЕ МУТАНТЫ

Енцов Юрий
Опубликовано 01:01 02 Октября 2000г.

Большинство экспонатов прилетело в Монинский музей военной авиации своим ходом. Это серийные

Большинство экспонатов прилетело в Монинский музей военной авиации своим ходом. Это серийные модели, которые несли службу. Но хотелось бы узнать не о "рабочих лошадках" неба, о которых мы уже знаем немало, но и о нереализованных проектах. Это экспериментальные образцы, штучные аэропланы, а можно сказать, металлические "монстры" и "мутанты", машины, по тем или иным причинам не пошедшие в серию. Что это - воздушные неудачники, тупиковые ветви развития научной мысли?
Сейчас уже никто и не вспомнит, для чего изобрели планеры-дисколеты. Главная особенность - простота в управлении. Сброшенные с большой высоты, они должны плавно, как парашют, спланировать к земле. Можно предположить, что конструировали их в качестве более комфортабельной замены парашютам - для высокопоставленных лиц, скажем, Иосифа Виссарионовича. Но воспользовались ли когда-то дисколетом по назначению или нет - история умалчивает...
С какой целью, например, создан вертолет Ми-12, - более или менее понятно. Цели было две, и обе благородные. Во-первых, "всем рекордам наши звонкие дать имена". Так в 1965 году было создано чудище, поднимающее до 40 тонн веса, которое до сих пор выглядит очень авангардно. Во-вторых, на нем намеревались возить ракеты, но потом решили, что на наземных тягачах это удобнее. Так что построили всего три таких вертолета не с продольным, а поперечным расположением винтов.
Почему-то с особой гордостью научные сотрудники музея рассказывают о бомбардировщике Су-100. Заслуженный военный летчик Александр Тихоненко не преминул сообщить, что корпус у экспериментального самолета - титановый. Хотя спроектировали самолет в КБ Сухого, но испытывал его родной сын конструктора Ильюшина. Тесен круг авиастроителей.
Эпопея со сверхзвуковым пассажирским самолетом в Советском Союзе завершилась еще в 1978 году. Ту-144 летал из Москвы в Алма-Ату и обратно. А началась эта история для российских авиаторов в далеком 1968 году. Ту-144 под Новый год, 31 декабря, поднялся в небо. Окончательная победа социализма казалась близкой, а коммунизма - неизбежной. В общем, это был грандиозный эксперимент - "Ту-144".
Наверное, когда-нибудь сверхбыстрые самолеты начнут летать на дальних маршрутах, они станут надежными и экономичными. Но это будут машины, отличающиеся от Су-100 и Ту-144, как они сами отличаются от первого российского самолета гиганта "Илья Муромец". В музее есть один такой, но - не летающий, в отличие от большинства экспонатов - модель в натуральную величину. Когда настоящий "Илья Муромец" строился в 20-х годах уходящего ХХ века.
В восьмидесятых годах был свой эксперимент. Строили "лунный трактор" и космический самолет "Буран". В музее можно посмотреть на экспериментальный аналог "Бурана", его уменьшенную копию, но - действующую в отличие от копии "Ильи Муромца". На "Изделии 105" отрабатывали методику приземления "Бурана". Маленький "брат "Бурана" умеет в отличие от большого космического корабля, который сейчас демонстрируется в Парке культуры, самостоятельно взлетать без ракеты - носителя. И налетал он куда больше "Бурана", целых 32 часа.
Несмотря на знаменитое родство, к "мини - Бурану" у научных сотрудников музея отношение скептическое, ведь все они в прошлом летчики, в том числе начальник музея, полковник Александр Гончаров.
Экспериментальный Як-36 - это трудяга. Первый самолет вертикального взлета, поднявшийся в небо, страшно сказать когда, в 1963 году, 16 сентября. Потом появились Яки-38. Цифрой - отличавшиеся ненамного, но куда более совершенные. Только в позапрошлом году его американский аналог освоил Шварценеггер в фильме "Правдивая ложь", а наши летчики летали на таких самолетах более тридцати лет назад.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников