03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПУГАЮТ КАЗАКА МЕТАНОМ

Юдина Людмила
Опубликовано 01:01 02 Октября 2001г.
Наша газета не раз представляла с разных сторон и позиций уникальный проект "Голубой поток". Напомним кратко суть. Газовую трубу из России в Турцию впервые в мире протянут по дну Черного моря на глубине до двух с лишним километров. В этом проекте воплотились лучшие научные и технические достижения последних лет. Он выгоден и России, и Турции. Счет в перспективе пойдет на сотни миллиардов кубометров газа и десятки миллиардов рублей прибыли. От реализации проекта существенно выиграет как российская экономика в целом, так и регионы, по которым пройдет газопровод. В бюджет Краснодарского края подрядные организации Газпрома уже выплатили в минувшем году 80 миллионов рублей налогов. "Голубой поток" позволяет создать немало новых рабочих мест - в строительстве уже сейчас участвуют почти три тысячи жителей Кубани. Прокладка сухопутного участка магистрали - это реальная возможность ускорить темпы газификации населенных пунктов края, в том числе на Черноморском побережье.

Тем не менее в Краснодарском крае проект упрямо, не утруждая себя аргументами, атакуют активисты некоего "Социально-экологического союза Западного Кавказа". Они беспардонно заявляют даже о "незаконности" строительства газопровода, пугают кубанских казаков мрачными псевдонаучными прогнозами "неминуемой природной катастрофы" и "чудовищных взрывов на море"...
С уважением относясь к обоснованным тревогам по поводу экологических последствий осуществления любого масштабного проекта и в то же время зная, как часто к делу "присасываются" откровенные дилетанты и популисты, использующие ситуацию в спекулятивных целях, - мы решили пригласить в редакцию для беседы за "круглым столом" экологов-профессионалов. Это председатель экспертного экологического совета Неправительственного экологического фонда имени В.И.Вернадского Геннадий ЧЕГАСОВ, заведующий лабораторией шельфа и морских берегов Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН Николай АЙБУЛАТОВ, заведующий лабораторией экзогенной геодинамики Института геоэкологии РАН Владимир КУТЕПОВ, заместитель директора Института нефти и газа РАН Вячеслав МАКСИМОВ.
Мы попросили ответственных, опытных специалистов высказать свое мнение о "Голубом потоке" и "зеленом шуме" вокруг него. Вот их концентрированно выраженные позиции.
ГЕННАДИЙ ЧЕГАСОВ: "ОБЫВАТЕЛЯ ЛЕГКО ВВЕСТИ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ"
- В нашей работе существует правило или, как я его называю, принцип пяти пальцев. Рассматривая любой крупный и сложный проект, специалисты исходят из следующих обязательных моментов: технологическая безопасность, конструктивная надежность, строительная устойчивость, экологическая допустимость, экономическая целесообразность. Всем этим требованиям полностью отвечает "Голубой поток". И по меньшей мере странно слышать от недобросовестных оппонентов, что газопровод строится "незаконно".
Задолго до начала строительства экспертная комиссия Государственной экологической экспертизы под руководством академика РАН Виктора Ивановича Осипова, в которую входили более пятидесяти авторитетных специалистов, своевременно представили 60 томов изыскательской, научно-исследовательской и проектной документации. Эта работа подвела черту под четырехлетними всесторонними изысканиями. Были проведены уникальные исследования, в них приняли участие десятки отечественных и зарубежных ведомств, фирм, экспертов из США, Голландии, Франции, Норвегии, Англии, Италии, Канады, Турции и, конечно, России.
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства газопровода еще в 1998 году прошло экспертизы ОАО "Газпром", ряда министерств и ведомств Российской Федерации. В установленном порядке ТЭО получило положительное заключение Федеральной экологической экспертизы РФ. Проект активно поддержало российское правительство. Казалось бы, какие еще нужны аргументы?
Однако мало кому известные экологические "неформалы" задались целью доказать "незаконность" уникального проекта, опираясь при этом не на аргументы, коих у них нет, а исключительно на принципы демагогии.
НИКОЛАЙ АЙБУЛАТОВ: "НА ДНЕ МЕТАНА БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ГАЗОВОЙ ТРУБЕ"
- Однажды я от души веселился, прочитав в одной газете опус одного из этих неформальных "экологов". Горе-специалист всерьез утверждал, что, мол, в случае аварийной утечки метана из подводного газопровода может произойти "взрыв чудовищной силы". Сразу видно, что писал совершенно некомпетентный человек. Ведь известно: само Черное море насыщено природным метаном, веками накапливавшимся здесь из-за вулканической деятельности недр. Газа тут больше, чем в газовой трубе. Однако ни о каких взрывах я не знаю, хотя в течение полувека изучаю Черное море и хорошо представляю, где и как проходит морской участок газопровода. Поэтому вполне ответственно заявляю: проект, о котором идет речь, тщательно и всесторонне, включая, разумеется, экологию, продуман. Маршрут трубы проложен с учетом всех рельефных особенностей морского дна. Самое опасное в этом проекте - склон на переходе от суши к морю. На российской территории его крутизна достигает 27 градусов. Поэтому на шельфе труба укладывается "с запасом", который позволяет застраховаться от любых неприятностей.
Проектировщики, и мне особенно приятно это отметить, старались руководствоваться мудрым советом Гете: "Повелевать природой нужно, опираясь на законы природы".
И еще одно. Краснодарские "зеленые" твердят и о том, что, дескать, "Голубой поток" загрязнит пляжи и прибрежные зоны в курортных районах. Но должен пояснить (знаю об этом не понаслышке), что больше всего грязи на побережье "поставляет" порт Туапсе, где нет хорошей гавани. Вот это настоящая экологическая задача, однако о ее решении "неформалы" даже не заикаются.
ВЯЧЕСЛАВ МАКСИМОВ: "БЕРЕГОВАЯ "ШУМИТ" ТИХО"
- Когда мы проводим исследования, предшествующие реализации любых промышленных проектов, то обязательно встречаемся с населением регионов. Нам важно знать, что беспокоит людей, чего они особенно опасаются. Вот появилось мнение о том, что шум от компрессорной станции "Береговая" будет сравним с "гулом большого аэродрома". Это, конечно, глупость, высказанная псевдоэкологами-неформалами. Тем не менее население Краснодарского края должно знать, что в проекте зафиксирована санитарно-защитная зона с учетом уровня шума. На момент представления проекта еще не было необходимого оборудования. Сегодня оно есть, хорошо известны все его характеристики, разрабатываются эффективные меры шумозащиты, так что за пределы санитарной зоны шум не проникнет.
Вообще на этой стройке если и отмечаются какие-то недостатки, недоработки, то они достаточно быстро устраняются. Проведены и проводятся мониторинги - предстроительные, строительные, а после окончания работы будут и послестроительные. Но, похоже, преследующих свои цели активистов "Социально-экологического союза Западного Кавказа" и прочих подобных движений это мало интересует. Они далеки от мысли реально оценивать обстановку.
Между тем очевидно, что перевод многочисленных кубанских котельных с угля и дров на "голубое топливо" позволяет значительно улучшить экологическую ситуацию в крае. А газификация многих населенных пунктов Причерноморья стала возможной лишь благодаря "Голубому потоку".
Конечно, нельзя отрицать, что какой-то, пусть и совсем малый, риск при реализации крупных промышленных проектов, особенно таких сложных, как "Голубой поток", всегда существует. Но на сухопутной трассе до самого шельфа он измеряется ничтожной долей процента.
Владимир КУТЕПОВ: "БРОНЯ КРЕПКА И ТРАССА АСЕЙСМИЧНА"
- Я с 1997 года занимаюсь исследованиями по проекту. Геологические условия на трассе, в том числе и на сухопутном участке, очень разные. Они действительно сложные в горах, где могут случаться и оползни, и обвалы. К тому же тут - повышенная сейсмичность. Понятно, что инженерно-геологическим изысканиям в этих местах уделялось и уделяется особое внимание. Проведена детальная разведка, учтены все варианты возможных природных воздействий "на трубу". Сделана даже корректировка ОВОС с учетом новых данных.
А на днях завершена работа над масштабным производственно-экологическим мониторингом на сухопутном и морском участках.
Я работал на море. И могу сказать, что его абиссальная (самая глубокая) зона, по которой пролегает трасса газопровода, асейсмична, там невозможны сильные землетрясения, а значит, масштабным природным катаклизмам труба подвергаться не будет. Шельфовая часть - от берега до склона - сравнительно ровная по рельефу, опасных геологических процессов для газопровода здесь не предвидится. К тому же в самой трубе заложен мощный коэффициент запаса: толщина ее стенок составляет на суше - 23 миллиметра, а на морском участке - 38. Ни на одном объекте я не встречал труб такой толщины. Это - настоящая пушечная броня.
К участию в "Голубом потоке" привлечено много профессионалов, специалистов высокого класса. Ученые разных направлений дали всестороннюю оценку уникальному проекту. И теперь его защиту я считаю нашим гражданским, государственным долгом.
... Участники встречи в "Труде" за "круглым столом" сошлись, конечно же, во мнении, что на такой необычной и огромной по протяженности трассе газопровода необходимо постоянно и внимательно наблюдать за экологической обстановкой - ведь по большому счету всякое вмешательство человека в мир природы, как и технический прогресс в целом, неоднозначны по своим последствиям. Важно свести к минимуму негативные явления такого вмешательства, при строительстве и эксплуатации действовать грамотно, в жестком соответствии с рекомендациями экспертов. О том, как это осуществляется на деле, расскажут в скором будущем на страницах "Труда" руководители и специалисты-практики ОАО "Газпром", "Кубаньгазпрома", "Стройтрансгаза" и других организаций, воплощающих в реальность фантастические идеи "Голубого потока".
Впрочем, подводные трубопроводы в мире уже существуют, хотя проложены и не на такой большой глубине - в Средиземном море, Мексиканском заливе.
Опыт, накопленный проектировщиками и строителями магистрали Россия - Турция, будет использован на прокладке других морских газопроводов, которые необходимы и выгодны уже тем, что позволяют доставлять газ по назначению, минуя транзитные страны. Об этом на днях заявил глава Газпрома Алексей Миллер на третьем ежегодном Балтийском форуме развития в Санкт-Петербурге. Речь шла о североевропейском газопроводе по дну Балтийского моря. По словам А. Миллера, эта стройка может начаться в 2006 - 2007 годах. Уже создан консорциум для реализации нового проекта. Предварительные итоги показывают, что он экономически целесообразен и технически осуществим. Свое слово тут, разумеется, скажут и ученые-экологи, как сделали они это при подготовке проекта "Голубой поток".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников