09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАТАЛЬЯ ДУДИНСКАЯ: ЖИВУ НЕ ТОЛЬКО ПРОШЛЫМ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 02 Октября 2002г.
Свой день рождения - 21 августа - Наталья Дудинская не празднует вот уже лет 40. Предпочитает августу сентябрь - Натальины именины. Не стал исключением и нынешний юбилей. Когда я позвонила ей летом, чтобы поздравить с 90-летием и договориться об интервью, Наталья Михайловна, поблагодарив за внимание, тут же уточнила: "Все поздравления, а также интервью, пожалуйста, через месяц". Позже, при встрече, я поинтересовалась у нее - почему так? Ответила с лукавой улыбкой: "Потому, что на именины не принято считать года!".В ее квартире на Невском проспекте - двадцать минут ходу от Мариинского театра, на сцене которого Дудинская блистала, и тридцать - от хореографического училища, в котором преподает много лет, - все стены увешаны фотографиями и афишами. Сама хозяйка встретила меня в любимом старинном кресле у стола, накрытого к чаю. Аккуратная прическа, макияж, маникюр... С милым кокетством, принимая цветы, подернула плечиком: как, мол, я вам в мои 90?

- Наталья Михайловна, есть событие в вашей жизни, затмившее все остальные, памятное по сию пору?
- Да, конечно. Оно связано с Константином Сергеевым, моим другом и мужем. Мы познакомились в ту пору, когда оба были еще студентами хореографического училища. На выпускном вечере мой педагог Агриппина Ваганова предложила мне танцевать с подающим надежды танцовщиком Костей Сергеевым. Тогда мы с ним и подружились. Жили в гражданском браке: напряженная творческая работа, гастроли по всему миру не оставляли времени для чисто семейных дел. И только в 1971 году Константин Михайлович сделал мне официальное предложение. Помню, мы только вернулись домой после спектакля. В прихожей Сергеев, помогая мне снять шубу, вдруг сказал: "Не пора ли нам с тобой записаться, Таленушка?". Я, не оборачиваясь, с замиранием сердца ответила: "Пожалуй, пора!". Мы прожили вместе 46 лет. Ни разу не только не поссорились, даже толком не поспорили! Это самые счастливые годы моей жизни.
- Балетмейстерское мастерство Константина Сергеева известно далеко за пределами нашей страны. Ваш самый любимый спектакль из тех, что он поставил?
- Все его спектакли! А особенно те, в которых сама танцевала. Он был очень талантливый постановщик и чудесный человек. К сожалению, погубил себя, работая практически без отдыха. Никто и ничто не могло его сдержать, когда ставил спектакль. Становился буквально одержимым. В 1992 году врачи настоятельно рекомендовали ему "домашний режим", ведь еще давала себя знать сильная простуда, побаливало сердце. А он, чуть почувствовав себя лучше, сразу поехал в Москву, ставить в Большом театре. И сердце не выдержало... Сейчас, к сожалению, немного тех, кто умеет так отдаваться любимому делу. Во всяком случае в балете.
- Помните ваш дебют в родной Мариинке?
- Впервые я вышла на сцену Мариинского театра в 1931 году. Дебютировала в спектакле "Лебединое озеро", поставленном Агриппиной Вагановой. Впоследствии моими партнерами в этой труппе были, помимо Константина Сергеева, знаменитые на весь мир Вахтанг Чабукиани и Рудольф Нуреев. Рудик и после эмиграции не забывал меня, регулярно передавал из своего зарубежного далека приветы. Когда я перестала танцевать, начала готовить к выступлению на этой сцене своих учениц. И, конечно, продолжаю следить за жизнью моего театра. Как же без этого? Не все мне здесь сейчас нравится. Не могу, например, принять "Щелкунчика", в постановке которого принимал участие художник Михаил Шемякин. Вышло, что в этом спектакле главное - именно работа художника, им придуманные декорации и костюмы. Для меня же основа любого балета - танец.
- Вас, как и Галину Уланову, тоже выпускницу Ленинградского хореографического училища, называют "классической представительницей классического танца"...
- Никогда ему не изменяла! И всю жизнь благодарна моему педагогу Вагановой за то, что она привила мне вкус и любовь к "классике". Но важен не сам по себе стиль, которого придерживаешься, и даже не техника. Важно вложить в танец душу.
- Вы с Улановой вместе учились, некоторое время работали в одной труппе. Поговаривали, что и Уланова была влюблена в Константина Сергеева. Эта конкуренция не могла, наверное, не сказаться на ваших отношениях с Галиной Сергеевной.
- Константина Михайловича и Галину Сергеевну связывали чисто дружеские чувства, они очень уважали друг друга. Роман между ними - это выдумка. И я с ней ни в чем не конкурировала. На сцене мы были слишком разные, чтобы нас можно было сравнивать.
- Вы не раз на протяжении своей сценической и педагогической деятельности подчеркивали, что продолжаете в балете дело своего учителя - Агриппины Вагановой. Какой она запомнилась вам? Чем была сильна как педагог?
- О Вагановой я впервые услышала от моей мамы, профессиональной балерины Натальи Андреевны Дудинской. Когда мне исполнилось 7 лет, мама привезла меня из Харькова в Петроград - поступать в училище. Меня приняли. Но чтобы попасть в класс Вагановой, пришлось ждать целый год. Это ожидание было мучительным! Агриппину Яковлевну я обожала, боготворила. Мы с ней дружили до конца ее жизни. Главная ее балетная заповедь: коль вышла танцевать, танцуй хорошо - стала главной и для меня. Она была очень доброй и вместе с тем требовательной. Никогда никого не ругала, но все знали: если, например, не выучишь урок, может выставить тебя из класса, причем навсегда. Не прощала недобросовестного отношения к делу. Но мне работать с ней было одно удовольствие.
- Вы ведь и на рояле хорошо играли, могли стать музыкантом...
- У меня абсолютный слух. Очень люблю классическую музыку. В особенности Рахманинова, Чайковского. Вот на этом инструменте, стоящем у окна, много играла в кругу друзей. Еще одно мое увлечение - путешествия. Если бы не балет, стала бы, наверное, профессиональным путешественником, как, доустим, Федор Конюхов. В прошлом году меня пригласили в Италию, там ставили один из балетов Сергеева, я была консультантом этой постановки. Собралась в ту поездку за один день. Несколько часов в самолете для меня и сейчас не проблема. С удовольствием гуляла в свободное время по уютным итальянским улочкам - как когда-то вместе с Константином Михайловичем. Но и музыка, и путешествия - увлечения. Танец - это для меня все.
- Став одной из лучших учениц Вагановой, вы достигли высот и как педагог. Имена ваших воспитанниц говорят сами за себя - Маргарита Кулик, Ульяна Лопаткина, Анастасия Волочкова... Как удается угадать в начинающей балерине будущую звезду? Какие качества в первую очередь отличают талантливую танцовщицу?
- Повторю то, что не раз слышала от Вагановой: талант балерины проявляется в ее настойчивости. Труд и настойчивость - а уж потом красивые ноги, техника...
- Наталья Михайловна, вы живете в самом центре Петербурга. Тут так шумно что днем, что ночью, а квартира ваша на втором этаже. Устаете, наверное?
- Нет, что вы, шум машин, люди за окном, фонари, светящие в окно, - все это проявления жизни. А жизнь я люблю. Не думайте, что живу только прошлым. Продолжаю трудиться в моем хореографическом училище - теперь это Академия русского балета имени Вагановой. Консультирую, как и прежде, своих уже звездных учениц. В частности, Настю Волочкову. Она к моему юбилею устроила вечер балета. Он прошел в Александринском театре при полном аншлаге. Мне 90, это немало. Но я не расстраиваюсь, думая об этой цифре. Как в песне: "Мои года - мое богатство". Вот и я с каждым прожитым годом осмысливаю жизнь по-новому.
- В класс, танцевать тянет?
- Очень. Да вот беда - простыла я недавно, сижу теперь дома, лечусь. Вот поправлюсь, обрету хорошую форму - и тогда...
При этих словах Наталья Михайловна взмахнула рукой, чуть повернула в сторону голову, слегка притопнула ножкой - и на моих глазах чудесно преобразилась. В кресле напротив я на какой-то миг вдруг увидела Раймонду - любимую героиню Дудинской. Легкую, воздушную, прелестную. А когда спустя еще пару минут моя собеседница попросила зеркало, чтобы перед фотосъемкой поправить прическу, мне вспомнилась ее застенчивая, сияющая Золушка из спектакля Константина Сергеева - самая женственная из всех сценических Золушек. "Балерина остается таковой и в 90 лет, - подумала я. - Если, конечно, это настоящая балерина".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников