КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА БОРЬБУ С ТЕРРОРОМ?

Объявленная России террористами война - а сейчас мало у кого остались сомнения, что речь действительно идет о войне, - требует адекватного ответа от страны и общества. Иначе мы и дальше будем оставаться беззащитными перед лицом нешуточных... угроз.

Террору может противостоять только собранное, консолидированное государство, которого сейчас все еще нет.
Может ли читатель ответить: кто у нас в стране - лицо, организация - отвечает за борьбу с террором, за выработку стратегии, контртеррористической политики? Я, например, этого не знаю. Похоже, отвечают чуть ли не все, но никто конкретно. США после терактов 11 сентября 2001 года создали специальное министерство по внутренней безопасности, которое стало координировать деятельность всех правоохранительных органов и спецслужб (кстати, с бюджетом в половину бюджета всей России). С тех пор ни одного теракта. Нам тоже нужен антитеррористический центр.
А кто у нас в государстве отвечает за Чечню, которая постоянно подбрасывает материал в топку террора? Там фантастическая дискоординация. Никакой всенародно избранный президент Чеченской республики не в состоянии, да и не имеет права направлять деятельность федеральных правоохранительных и экономических ведомств. Они подчиняются Москве, но президент России не может заниматься ими 24 часа в сутки. Чечне нужен если не генерал-губернатор, то генерал-координатор. Хотелось бы надеяться, что назначение Дмитрия Козака полпредом в Южном федеральном округе - важный шаг в этом направлении.
Войну с террором может выиграть некоррумпированное государство, в котором деньги, выделенные на восстановление той же Чечни, доходят по назначению, а не разворовываются по дороге. В котором деньги, ассигнованные на обеспечение безопасности, не "распиливаются" на различных стадиях бюджетного и постбюджетного процессов. Не выиграв войну с коррупцией, мы проиграем войну террору.
Победить террор могут собранные спецслужбы. Прежде всего они должны гораздо лучше финансироваться. Когда сотрудники спецслужб, которых с огромным риском для их жизни внедряют в террористические бандформирования, зарабатывают гораздо меньше любого террориста, - чудес ждать не приходится. При этом нужны очищенные правоохранительные органы. Можно затратить миллиарды на обеспечение безопасности, но все это пойдет прахом, если какой-то один милиционер за тысячу рублей пропустит на дороге машину со взрывчаткой или шахидку - в самолет. Службам собственной безопасности правоохранительных органов нужно явно активизировать свою деятельность.
Террор может победить только собранная элита. Главное, она не должна быть настроена пораженчески. Ответом на террор не может быть капитуляция перед террористами. Доказывать необходимость вывода сейчас войск из Чечни может только тот, кто совсем не понимает характера стоящей угрозы, а значит, просто не заслуживает называться частью элиты. Вывод войск попросту превратит Чечню в большой ваххабитский лагерь подготовки террористов в международном масштабе, и количество терактов на нашей территории многократно возрастет.
Террору может противостоять общество, достигшее определенного уровня благосостояния. Неверно, что нищета порождает террор: его идеологи и руководители - люди богатые. Но она порождает "массовку" террористов. Пока у нас есть целые регионы депрессии с массовой безработицей, пока даже многие бюджетники остаются за чертой бедности, исполнители для терактов найдутся. Для чего у нас огромные золотовалютные резервы Центробанка, профицит бюджета, стабилизационный фонд - неиспользуемые деньги, многократно превышающие размер годового бюджета России? Я не знаю. А тем временем по размеру пенсии мы уже отстали от Украины, где размер ВВП на душу населения вдвое меньше нашего. Уверен, значительная часть резервов должна быть брошена на безопасность и искоренение нищеты.
С террором в состоянии бороться информированное общество. Которое знает врага - с кем именно мы имеем дело. А здесь разруха в головах невероятная. Общество должно знать степень угрозы, а пока мы насмехаемся над американцами с их "оранжевой", "красной" и прочими опасностями. Не уверен, что наше телевидение, которое является главным или единственным источником информации для большинства граждан, в полной мере выполняет свою миссию информирования населения о характере угрозы и методах противодействия ей. Тем более что аналитика с экранов исчезает.
Террору может противостоять сплоченное общество, которое сознательно реагирует на любые проявления терроризма, которое по единому порыву, а не по разнарядке приходит на митинги протеста. А для этого общество должно состоять из граждан, ценящих свои права и свободы и готовых их защищать.
Мы должны стать гражданами, чтобы остановить террор.