КАССИРЫ МОГУТ ОТДЫХАТЬ

По состоянию на 1 октября нынешнего года задолженность по зарплате в России составляет без малого 39 млрд. рублей. Сам термин "задолженность по зарплате" - изобретение, безусловно, нашенское, российское. Нигде в цивилизованном мире оно не употребляется, поскольку несвоевременная оплата труда работника везде считается грубым нарушением его гражданских прав, а потому преследуется по закону. В России же утвердился порядок, при котором людям можно не платить за работу месяц, другой, а случалось - и годами...

Ситуация несколько разрядилась в минувшем году, тогда в стране началась подготовка к выборам в парламент, а исполнительную власть возглавил В. Путин. Ему в наследство досталась огромная сумма долгов по зарплате - около 89 млрд. рублей. В канун выборов нового президента была поставлена задача - любыми средствами погасить хотя бы часть долгов и вернуть тем самым доверие общества.
Сделано было немало: по состоянию на 1 января 2000 года люди не получили только 43,7 млрд. заработанных ими рублей. Однако ничто в этом мире не вечно, тем более усилия законодательной и исполнительной властей. Утвердившись в новых кабинетах и креслах, отцы нации заметно охладели к этой социальной проблеме.
- К нам-то какие претензии? - говорят столичные чиновники. - Долги федерального бюджета составляют всего 1,4 млрд. рублей. Остальное недоплачено в регионах.
- Конечно, мы пока не смогли погасить все долги, - соглашаются в субъектах Федерации. - Но сумма задолженности перед бюджетниками в 6,4 млрд. рублей невелика по сравнению с той, что не выплачена работникам на производстве.
Впечатление такое, что чиновники не осознают элементарную, казалось бы, вещь: несвоевременная выдача зарплаты работнику - это нарушение закона. Кто должен нести ответственность за то, что нарушается КЗОТ?
Защитником интересов работников считаются профсоюзы. Почему они не смогли добиться, чтобы торжествовал закон? На эту тему мы беседовали с руководителем отдела социально-трудовых отношений и защиты экономических прав трудящихся ФНПР Галиной Стрелой.
- Долги по зарплате образовались не вчера, - говорит Галина Ивановна. - В подготовленных правительством "Основных направлениях политики в области экономики" есть раздел "анализ предыдущей деятельности". Так вот, все последние годы система образования, например, финансировалась максимум на 60 процентов от потребности. Денег не хватало даже на зарплату учителям.
Для защиты работающих в частном секторе профсоюзы добились принятия статьи 140 (прим.) КЗОТа. Если работодатель, сказано в ней, умышленно не выплачивает зарплату, то его можно привлечь к ответственности, вплоть до уголовной. Но как работник или профком докажет, что предприниматель именно умышленно скопидомничает? - разводит руками Галина Стрела.
Обращение в суд тоже не является гарантией, что права работника будут защищены. Для сведения: по нашему законодательству просроченные выплаты по налогам взимаются в принудительном порядке - деньги снимаются со счета предприятия. А чтобы работник получил свои деньги, ему нужно пройти сложную и длительную процедуру. И даже когда суд вынес решение в его пользу, денег на счету предприятия может не оказаться - их первой снимет налоговая служба.
Еще в 1997 году Конституционный суд по запросу профсоюзов вынес "соломоново решение", по которому работник наравне с государством имеет право первоочередности получения с работодателя долгов. Но какой директор предприятия или владелец фирмы вначале отдаст долг вам, а потом уж государственным органам? Понятно, что он поступит как раз наоборот.
Кстати, это обстоятельство наглядно отражает структура долгов по зарплате в разных сферах деятельности. В производстве невыданная зарплата составляет 31 357 млрд. рублей, в социальной сфере - 6 123 млрд. А вот в учреждениях государственной власти, милиции, науки - 1 486 млрд. рублей. Есть над чем подумать.